В четверг, 3 сентября, в Ангарске состоялось выездное заседание комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве при Заксобрании региона. Темой дня стало создание гигантского мусорного полигона и мусороперерабатывающего завода, которые уже не первую неделю будоражат общественность. Аргументы и доводы мэра АГО Сергея Петрова и членов правительства региона не убедили даже областных депутатов, они решили разобраться в ситуации. Редакция «Байкал 24» параллельно ведет собственное расследование. Сегодня расскажем подробнее о планируемом заводе и о том, как он появился в планах ангарского мэра.
Акт 3. Генплан из-под полы и махинации с участками
Действующий Генплан Ангарского городского округа был разработан в 2015 году. Весной 2016 года его не глядя утвердили депутаты окружной думы. Народные избранники, тщательно подобранные Сергеем Петровым для протаскивания выгодных ему решений, даже не удосужились поподробнее посмотреть документы, за которые им предложили проголосовать. Между тем, даже невооруженным глазом можно увидеть, что Генеральный план пережил три редакции и был принят далеко не в той, которая была выставлена на публичные слушания.
Под руководством главного архитектора АГО Елены Культиковой, которая славится своими манипуляциями с землями и сейчас является фигурантом уголовного дела за попытку незаконно внести изменения в Генплан АГО, осенью 2015 года был нарисован новый Генеральный план округа. К нему сразу же возникло множество вопросов и замечаний. Но главная неувязка заключалась в том, что для функциональных зон не были прописаны параметры. Например, для зон под жилищное строительство будто бы случайно не была указана этажность домов, планируемых к постройке. Та же история с землями промышленного назначения и зонами для хранения отходов.
Для администрации округа такая преднамеренная «оплошность» – ощутимый плюс. Это создает простор для манёвра в части хитрых комбинаций с землей и выдачей разрешений на строительство. Чем и пользовались Елена Культикова и Сергей Петров.
Однако вернемся к Генплану. Сомнительный документ, нарисованный Культиковой на коленке, определяет участки под будущий мусорный кластер. И это – еще один фокус от Елены Николаевны. Зонирование территории под будущие свалки произошло без необходимых изысканий и заключений о том, что в этом месте могут храниться отходы. Градостроительный кодекс в обязательном порядке предписывает гидрологические, геологические и другие изыскания перед выделением земель под какие-либо нужды. Данные об изысканиях для участков будущей мегасвалки и мусороперерабатывающего завода, равно как и параметры будущих объектов, в Генплане отсутствуют.
– Также «культиковский» Генплан не предусматривает рядом с полигоном обязательную охранную зону. По закону такие объекты, как скотомогильники, кладбища или места захоронения отходов, должны быть окружены санитарной зоной. В нее не могут попасть жилые дома, объекты водоснабжения и прочие жизненно важные объекты. Мало того, что в Генплане АГО такая зона не выделена вообще, так еще и сами участки будущей свалки попали в охранную зону водозабора поселка Юго-Восточный. Это значит, что любой, даже самый безобидный мусор, здесь хранить нельзя, – отметил председатель координационного совета общественного движения «Иркутская область ЗА справедливую мусорную реформу» Алексей Жемчужников.
Тем не менее, Генплан Ангарска с такими серьезными нарушениями в декабре 2015 года был вынесен на публичные слушания и параллельно выставлен на сайт Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП, https://fgistp.economy.gov.ru). Документ собрал множество замечаний. После – отправился на доработку.
В марте 2016 года обновленный Генеральный план вновь появился на сайте ФГИС ТП. Зона планируемого мусорного полигона осталась в тех же границах, что и были указаны в первой версии Генплана. Однако топорный документ снова забраковала общественность, власть и даже ОНФ. 21 марта 2016 года правительство Иркутской области утвердило сводное заключение по Генплану АГО, вновь обнаружив в нем множество недоработок. Буквально за сутки родился третий вариант документа и 22 марта его быстренько утвердили на заседании думы АГО.
Именно в этой, третьей версии, внезапно разросся участок под будущий мусорный кластер. Зачем? На каком основании? Кто внес эти правки? Такие существенные изменения вносятся на двух основаниях: предписания правительства или протоколы публичных слушаний. Требования расширить «мусорную» зону не было ни предписаниях, ни в протоколах слушаний.
– Более того, версия Генплана, прошедшая публичные слушания (первоначальный вариант) и та, что была утверждена думой (версия № 3), существенно отличаются друг от друга. Получается, что действующий Генплан АГО жители не утверждали. Всё это дает серьезные основания для того, чтобы признать Генплан недействительным и отменить его, – продолжил Алексей Жемчужников.
Тем не менее, документ пока еще действителен и в соответствии с ним администрация АГО межует участки и ставит их на кадастровый учет. Так произошло и с участками под расширение мусорного полигона и строительство мусороперерабатывающего завода.
Сергей Петров уверяет, что завод будет высокотехнологичным, экологичным и безопасным. Мусор, по его словам, будут перерабатывать, а не сжигать. Однако проект будущего завода предполагает сжигание древесных отходов, линию пиролиза (термическое разложение отходов), а также инсинераторную установку для сжигания трупов животных и медицинских отходов.
Заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Игорь Анбросенко 24 августа на пресс-конференции, посвященной строительству мусорного завода под Ангарском, пояснил, что инсинераторные установки уже работают на территории региона.
– Если мы говорим про трупы животных и медицинские отходы, мы понимаем, что их повторное использование невозможно. Поэтому есть четкое определение, что с этими отходами нужно сделать. Это только сжигание. Объем данных отходов, он мизерный по сравнению с общим объемом отходов, – отметил Игорь Анбросенко.
Опасные перспективы
Сейчас развитие мусорного кластера под Ангарском идёт четко в границах, которые были определены в Генплане АГО. Участки формируются и включаются в Территориальную схему по обращению с отходами. Однако кусок земли, соседствующий с действующим и планируемыми полигонами, площадью около 60 гектаров остается свободным. Для чего готовится этот резерв?
Кроме того, к 2024 году доля утилизируемых отходов по нацпроекту «Экология» должна достичь 60%. Проектируемый завод сможет сортировать всего около 12% отходов. Эти сведения подтвердили специалисты компании «ЭКОМАШГРУПП» (https://ekb.ecomg.ru/complexes/), которая готовит проекты и решения мусорных заводов для всей страны. Возникает вопрос: как при таких показателях будет достигнут объем в 60%? На сегодняшний день такая технология одна – только сжигание.
– Единственное, зачем нужен этот мусороперерабатывающий завод – это чтобы подготавливать мусор к сжиганию. Потому что запрещено сжигать несортированный мусор. Межмуниципальный перерабатывающий комплекс будет сортировать мусор, а потом, чтобы исполнить требования нацпроекта «Экология», будет отправлять его в печь, отравляя жителей Ангарска, Юго-Восточного, Мегета и Стеклянки вредными выбросами в атмосферу, – уверен Алексей Жемчужников.
Также известно, что 14 мая компании Ростех, Росатом и ВЭБ.РФ заключили соглашение о строительстве в регионах России не менее 25 мусоросжигательных заводов, перерабатывающих отходы, которые прошли сортировку, в электроэнергию. Общая стоимость проекта оценивается в 600 миллиардов рублей. Соответственно, каждый из комплексов будет стоить около 24 миллиардов. Об этом сообщает РБК.
Чтобы привлечь такой внушительный объем средств, будет использован метод возвратных инвестиций. Инвесторы на свои деньги будут возводить заводы, а чтобы «отбить» затраченные средства, поднимут тарифы на вывоз мусор для населения. Нет никаких сомнений в том, что жители Иркутской области станут платить за эту услугу минимум в два раза больше.
Прочитать первую и вторую часть расследования можно по ссылкам:
https://baikal24.ru/text/13-08-2020/026/
https://baikal24.ru/text/24-08-2020/050/