На границе Амурской области с Китаем скоро откроется новый пограничный переход «Кани-Курган», который станет одним из крупнейших на Дальнем Востоке. Он должен стать ключевым узлом движения, через который будут проходить сотни автомобилей и тысячи пассажиров ежедневно, разгружая старые переходы и открывая новые возможности для бизнеса.
Модернизация «Кани-Кургана» входит в национальный проект «Эффективная транспортная система». Точная стоимость проекта в открытых источниках не раскрывается, но федеральный бюджет выделил 180 миллиардов рублей на обновление погранпереходов, часть из которых направлена на развитие этого пункта. Средства должны помочь расширить пропускную способность и улучшить условия перевозки грузов и пассажиров, что важно на фоне растущего товарооборота с Китаем.
На данный момент готовность объекта составляет 82%. Рабочие завершают внутренние отделочные работы, оформляют фасады зданий и благоустраивают территорию. Площадь комплекса — около 50 гектаров, проект включает современные здания для таможенного и пограничного контроля и зоны отдыха для водителей и пассажиров. Переход рассчитан на 16 полос движения с возможностью расширения до 24, после открытия он должен обслуживать 862 автомобиля и 5,5 тысяч пассажиров в сутки. На стройплощадке заняты 270 специалистов и 27 единиц техники, что должно обеспечить ввод объекта в эксплуатацию до конца 2025 года.
Переход будет оснащён современными системами видеонаблюдения, автоматизированными системами контроля за грузами и пассажирами, электронной очередью и энергосберегающими решениями, включая солнечные панели и рекуперацию тепла. Приоритет в трудоустройстве будет отдан местным кадрам, ведётся обучение персонала новым технологиям.
Сегодня лидер Дальнего Востока среди погранпереходов — «Забайкальск – Маньчжурия». Он обрабатывает почти половину всего грузопотока между Россией и Китаем. В 2024 году через него прошло около 223 тысяч грузовых транспортных средств, общий грузооборот составил 2,5 миллиона тонн. Переход обслуживает легковые и грузовые автомобили, а также поезда, что делает его универсальным узлом для экспортеров и логистических компаний. Модернизация этого года увеличила пропускную способность на 40%, ускорив движение грузов и сократив очереди.
Другие крупные переходы находятся в Приморском крае — «Суйфэньхэ – Гродеково», пропускающий около 1000 автомобилей в сутки благодаря близости к портам Владивостока и Находки, и «Хуньчунь – Хасан» с 500 автомобилями в сутки. «Кани-Курган» сможет составить конкуренцию этим объектам, но с «Забайкальск – Маньчжурия» соперничать будет сложно.
«Объект станет важным звеном в развитии транспортной инфраструктуры региона, создаст комфортные условия для участников внешнеэкономической деятельности и лиц, пересекающих госграницу, а также позволит оптимизировать логистические процессы», — отметил глава Росгранстроя Геннадий Безлобенко, недавно посетивший стройплощадку.
Кроме транспортной функции, «Кани-Курган» сможет оказать экономическое влияние на регион. Новый переход должен создать рабочие места в таможенной, логистической и обслуживающей инфраструктуре, а существующий рядом терминал уже работает круглосуточно. Современный пункт пропуска обеспечит большую предсказуемость для перевозчиков и экспортеров, что важно для сельхозпроизводителей, лесной и промышленной отраслей. Ожидается, что товарооборот через регион вырастет до 30%, а развитие сопутствующей инфраструктуры способно стимулировать появление гостиниц, сервисных станций и предприятий обслуживания транспорта.
Проект рассчитан на долгосрочную перспективу. Планы включают зоны ожидания, парковки, временные склады и масштабируемость перехода вместе с ростом товарооборота. Всё это должно сделать «Кани-Курган» полноценным логистическим хабом, где технологии, пространство и персонал работают на эффективность пересечения границы.
«Кани-Курган» должен продемонстрировать возможности современных погранпереходов в повышении пропускной способности, оптимизации движения грузов и снижении очередей, а также в улучшении условий для бизнеса и пассажиров. Старые пункты пропуска вероятно почувствуют влияние нового объекта на организацию транспортных потоков в регионе.
После открытия «Кани-Кургана» движение на дальневосточных дорогах может стать более упорядоченным, а логистика предсказуемее, пересечение границы удобнее, а трансграничные связи стабильнее. Для Амурской области и всего Дальнего Востока это один из шагов к обновлению транспортной системы, где эффективность инфраструктуры сочетается с удобством участников движения.
Фото: Порт Амур
Погода