Регата «Baikal Race»-2022 – спорт, путешествие и память

Рассвет над Байкалом – одно из сильнейших впечатлений. Ярко-золотая вода, располосованное небо. И тихий плеск яхт, покачивающихся на волнах. Регата «Baikal Race»-2022 – это не просто спортивное событие, но и путешествие, экспедиция. Узнать, как поживает безлюдный Байкал, посетить горячие источники «Змеинки» и увидеть восход солнца в бухте Заворотая – нечасто выпадает такая возможность. С 3 по 12 августа 2022 года она была. 

Ника ПЕСЧИНСКАЯ 


Событие, которого ждут

- Десять дней на самом глубоком озере планеты, 400 морских миль под парусами, - так представляют организаторы свое событие.

Для яхтсменов Иркутской области Большая Байкальская регата – это событие, которого ждут. Гонки, ветер, красивейшие виды, редкие места, а по вечерам – костер и музыка.

- Что это за рояль в кустах? – удивились знакомые, когда я выложила фото, пока еще была связь. Действительно, в окружении деревьев на безлюдном берегу Чивыркуйского залива мы видим клавишный инструмент, а также микрофоны, колонки, генератор. Есть и профессиональная певица. Оказывается, Татьяна Алексеева, солистка джазового ансамбля иркутской филармонии, – большая любительница парусного спорта. Ее отец был руководителем клуба «Исток», и Таня с детства проводила время на яхтах. Сейчас она делает общение яхтсменов на берегу Байкала настоящим праздником. Представьте: звездная ночь, тихий Байкал, нежнейшая музыка…

Мы очень надеялись, что своим прекрасным голосом наша «сирена» отпугнет непрошенных гостей. Потому что год назад на этом самом месте участники регаты получили изрядную порцию адреналина, когда из лесу вышла медведица с двумя медвежатами, поела приготовленный в котелке ужин и накормила им детей, а потом разодрала пакет с хлебом и понесла его с собой. Как капитаны спасали оставшиеся на берегу ценные вещи, отвлекая мамашу и кидая в нее недоеденной булкой, – это отдельная история. Мне ее рассказала Елена Московских, жена капитана, она же кок. Здесь все по-настоящему: горячая еда, завтрак, обед и ужин. Наша кок способна испечь даже торт на сковороде в сильную качку! Сразу три дня рождения участников регаты выпало на дни поездки, и три разных тортика мы смогли увидеть и попробовать. А какие украшения!

- Вот это Байкал, это гора над бухтой Заворотная, а это наши три яхты, - рассказывает Елена, представляя свое очередное творение.

Наша яхта – это судейское судно «Невеста ветра». Капитан – Александр Московских, он же президент федерации парусного спорта Иркутской области. У Александра и Елены – шестеро детей. 22-летний сын Иван здесь же в качестве матроса, 15-летняя дочка София – судья на флагах.

Александр Московских – большой фанат парусного спорта, он буквально одержим идеей, чтобы сделать его более популярным в Иркутске. А что? Я считаю, в качестве модного увлечения иркутян это очень даже подойдет: прогулки на яхтах, мастер-классы для взрослых, парусная школа для детей и тимбилдинг для компаний. И это вовсе не так дорого. Занятие парусным спортом для взрослых стоит 1200 рублей. Я надеюсь, что вы уже заинтересовались.



«Вставайте, рассвет»

А теперь вернемся на Байкал, где, к счастью, тепло и солнечно. Нам очень повезло с погодой. Старт – на Малом море, неподалеку от Сармы. Первая гонка – до острова Огой, где есть гранатовый песок и Ступа просветления, которая растворяет негативные эмоции. Мне помогло: и правда, растворила.

В числе участников – не только иркутские любители парусного спорта, но и гости из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Канады. Для них это – экскурсия. Система такова: желающие принять участие заранее связываются с организаторами, им предоставляют яхту с капитаном. Обычно любителей экстрима бывает предостаточно, но сейчас из-за сложной обстановки в мире люди вообще осторожничают с поездками. Поэтому большая удача – то, что гонку вообще удалось провести, спасибо капитанам и организатору Александру Московских. У него даже мысли не было отменить событие. И оно состоялось.

Маршрут таков: от острова Огой до Хужира, прогулка и фотосессия у знаменитой скалы Шаманка. Затем огибаем Ольхон и уходим в Чивыркуйский залив, где хорошие ветра и нет связи, очень помогает очиститься от суеты. Здесь запланировано четыре гонки, а также купание в термальных источниках бухты Змеиная. Через Байкал мы шли ночью. В четыре утра сын капитана Иван разбудил:

- Вставайте, рассвет.

Мы сами попросили об этом, чтобы сделать фото на память. Пейзаж меняется с каждой минутой, и уходить с палубы не хочется. Яхта – это и гостиница, и столовая, и транспорт, и смотровая площадка для созерцания. Яхтенный туризм – очень перспективное направление для Байкала. Не нужно строить здания, прокладывать дороги. Парус и ветер – вот вам и дорога, которая идет сама.

Вот только стоянок для яхт на Байкале практически нет. Пирсы и причалы сейчас не строят, а старые не ремонтируют, они приходят в упадок. Так что мы к берегу не подходим: стоим на якорях, а на берег нас доставляют небольшие лодки.

Одно из немногих мест, где можно причалить и отстояться – это бухта Заворотная, около 500 км от Иркутска. Как ни странно, там живут люди. Нас встретила Настя Бурмейстер, широко известная в здешних местах, она живет здесь с отцом. Если корабли попадают в шторм, укрыться им больше негде, на ближайшие 100 км нет ни жилья, ни людей. И капитаны скорее идут в бухту Заворотная, где есть пирс. Некоторые гости из Москвы сначала упирались и не хотели купаться, считая, что вода холодная. Я прочитала небольшую лекцию о пользе моржевания, а общий ажиотаж сделал свое дело: вскоре купались все. В бухте Заворотной у нас была ночевка, общий ужин – наш кок Елена всем сварила уху. А певица Татьяна дала прекрасный концерт. Там, на берегу, мы решили встретить рассвет. С музыкой. Те, кто ушел спать раньше, прекрасно выспались под наши песни. 



Безумство храбрых

Но что же спортивная часть? Кто пока в лидерах? Самая быстроходная яхта – это «Е-миссия», но это еще не гарантирует ей победы. Виктор Макушев, главный судья регаты, рассказал:

- Все яхты разные, и скорость тоже разная. Чтобы всех привести к одному знаменателю, есть система гандикап. Берется яхта, обмеривается – длина, ширина, вес, площадь парусов, все возможности яхты. И высчитывается гоночный балл. Чем больше и легче яхта, чем больше площадь парусов – тем выше гоночный балл. Время, показанное участниками на финише, по определенной формуле умножается на гоночный балл. И получается исправленное время, по которому мы и сравниваем яхты. Чтобы можно было сравнить именно мастерство спортсменов, а не возможности кошельков.

Все запланированные гонки проведены успешно, но говорить о том, кто в лидерах, пока не приходится. На предпоследней гонке Виктор объявляет предварительные результаты – три яхты могут занять первое место.

- Поэтому посмотрим, как распределятся места, мне и самому это интересно! – говорит он.

Шестая, заключительная гонка должна была пройти на Малом море, но в Чивыркуйском заливе такой хороший ветер, что участники решили не откладывать и провести ее сейчас. Ветер и вправду был хороший. Яхта «Blue Marlin» демонстрирует всем чудеса храбрости, идя под сильным ветром на полных парусах. К сожалению, за пятьдесят метров до финиша матча не выдержала этих чудес и сломалась. Поверженный, но не сдающийся «Blue Marlin» все же добрался до финиша – как мог. Но экипаж этой яхты в предыдущих гонках показал хорошие результат, и он все еще претендует на победу.

К слову сказать, он и победил. Результаты были объявлены на торжественном ужине на турбазе «Алтан». Второе место заняла яхта «Вея». А крутая «Е-Миссия» стала третьей. Но это не главное. Важно то, что мы увидели и испытали на Байкале в эти дни. А победы придут.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ