Грязные гонки

Под Ангарском прошло трофи-ориентирование «МайОФФка-2010»

Внедорожники вновь взялись за свое – месили грязь, прокладывали дороги в непролазном лесу, пытались утопить свои машины в болоте. В общем, боролись за право стать лучшими в кубке Иркутской области по трофи-ориентированию «МайОФФка-2010», который состоялся в минувшие праздничные выходные недалеко от Ангарска.

Из стартовавших внедорожников финишировало около 70%. Организаторы только радовались – значит, трасса удалась, и получились настоящие соревнования, а не «пляжные покатушки».

Вечером 7 мая около ста внедорожников и мотоциклов, оборудованных по полной программе, пытались уместиться на небольшой площадке базы отдыха «Галактика» и на прилегающей к ней узкой дороге. Утром следующего дня предстояла жесткая борьба в лесу с грязью и непроходимой чащей в поисках табличек с номерами. Все готовились к ней по-разному. Кто-то с педантичной тщательностью в сотый раз проверял состояние своего «пепелаца» (так джиперы с любовью называют внедорожники), а кто-то просто общался со старыми друзьями и набирался сил.

– В этом году мы решили провести областные состязания параллельно с кубком Восточной Сибири по внедорожному спорту, – пояснил организатор соревнований Владимир Волков. – Чтобы все желающие смогли поучаствовать, а опытные пилоты и штурманы подготовились к серьезной борьбе за звание лучшего в Восточной Сибири.

В первый день «МайОФФки» проходило трофи-ориентирование. Участников традиционно разбили на несколько классов, в зависимости от степени подготовленности к бездорожью: «стандарт», «туризм», «экстрим». В этом году добавились еще «open-класс» для мотоциклистов и «гранд туризм» для тех машин, которые по своим характеристикам не подходили ни к «экстриму», ни к «туризму».

Задача внедорожников в трофи-ориентировании – найти как можно больше точек (табличек с номерами) своего класса и зафиксировать их. Для этого нужно сфотографироваться с надписью, держась одной рукой за точку, а другой – за машину. Вроде все просто, но попробуй подобраться к труднодоступной табличке, остановить внедорожник возле нее, без страха увязнуть, например, в болоте, и еще найти правильный ракурс для фотографии.

– Трасса нынче гораздо сложнее – очень много грязи, – делился впечатлениями после гонки братчанин Сергей Куликов, штурман УАЗа (позывной «Прадо»), состязавшегося в классе «туризм». – И условия в этом году жестче, особенно по приему точек. Если на фотографии видны только пальцы, не засчитают. У нас так три точки оказались вне зачета. И обязательно нужно, чтобы в кадре были бортовые или государственные номера машины. То есть нужно правильно подъезжать к точке и постоянно следить, чтобы номера были чистые.

Помимо взятия точек внедорожникам еще нужно было успеть финишировать в строго назначенное время. И вот здесь начались сложности. Как рассказывают участники, в четырех километрах от поляны с судьями образовалась пробка. Грязевую дорогу до того размесили машинами, что многие в ней застряли и преградили путь своим соперникам. В итоге даже лидеры гонки (судя по взятым точкам) не успели вовремя финишировать, и были дисквалифицированы. Например, экипаж «Тойоты Ланд Крузер» (позывной «Поползень»), который в прошлом году стал победителем кубка Восточной Сибири в классе «туризм».

– Мы успели финишировать, потому что поехали в объезд – по лесу, – говорит Сергей Куликов. – Но мы-то на УАЗе. А ребятам из «Ланд Крузера», видимо, стало жаль машину. Вообще на этих соревнованиях было жестче и по времени. Опоздал на пять минут – вне зачета. В прошлом году все-таки были некоторые послабления.

– Было три объезда этого участка на финишной прямой, причем намного легче, – добавил Владимир Волков. – Но многие ими не воспользовались. Часть призеров прошлой «МайОФФки» сошли с дистанции. А это говорит о том, что опыт опытом, а стратегия и сообразительность все-таки важнее.

В первый день соревнований не финишировала треть внедорожников. Часть из них увязла в грязи надолго – их потом эвакуировали организаторы. Еще меньше машин вышло на старт 9 мая – на трофи-рейд. По мнению организаторов, участники либо физически не могли больше преодолевать наисложнейшие препятствия, либо решили, что им не светят призовые места, поскольку в ориентировании оказались вне зачета. Хотя, по словам Владимира Волкова, лучший определяется по общему количеству набранных баллов. И нередко лидеры трофи-ориентирования сходят с дистанции на втором этапе, тем самым давая шанс победить аутсайдерам гонки первого дня.

В трофи-рейде джиперам необходимо было взять три точки в строгом порядке за максимально короткое время. Задача проще, чем в ориентировании. Но и тут важна была правильная стратегия. Ведь на старте все машины одного класса рванули по направлению к одной и той же точке, и вновь образовывались пробки. В результате выиграл тот, кто мыслил нестандартно.

В отдельный класс в этом году были включены мотоциклисты. Однако эксперимент оказался не совсем удачным. Участники на «железных конях» брали точки других классов, в том числе «экстрима», и ездили по дорогам, которые подчас были не по силам мотоциклам.

– Джиперы так размесили грязь, что каждый метр давался с огромным трудом, – поделился впечатлением иркутянин Алексей Шеметов. – Грязь доходила мне до пояса, поэтому я буквально на руках нес свой мотоцикл. Выдохлись все. И в трофи-рейд никто не поехал. Вообще из 15 участников финишировали только пять. Двое сожгли сцепление, у одного полетела система зажигания, потому что очень мокро, у другого отказал генератор. На мой взгляд, полноценно гонку никто не прошел. К тому же почти все заявились на соревнования парами, чтобы помогать друг другу. Но получилось, что я финишировал, а мой напарник нет. В результате мы вне зачета. Класс мотоциклистов еще только начинается. Возможно, на этом он и закончится, потому что мотоцикл не вездеход – тяжелая грязь и болото ему не под силу.

Такого же мнения придерживаются организаторы, которые профессиональны в гонках на внедорожниках, а вот в мотоциклах, увы, не разбираются. В следующем году если и будет включен специальный мото-класс, то только при участии в организации мотоциклистов и разработке ими технического регламента.

Между тем сезон джиперов «МайОФФкой» не заканчивается, а только начинается. Впереди у владельцев внедорожников кубок Восточной Сибири. Его первый этап прошел в начале апреля в Братске. Следующие этапы состоятся летом в Улан-Удэ и Чите. Финал запланирован на октябрь в Иркутске.

Автор: Елена Пшонко

Фотограф: Иркутский Оff-Road клуб «Протектор»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ