Топливный кризис в Монголии: беспочвенная паника или реальность

Октябрь заставил монгольских автолюбителей выстраиваться в очереди на АЗС. Цены на бензин растут, а власти продолжают успокаивать граждан. Министерство промышленности и минеральных ресурсов заявляет, что слухи о дефиците беспочвенны и призывает не создавать ажиотажный спрос.

По последним данным, в Улан-Баторе работает более 280 АЗС. Из них 182 функционируют в обычном режиме, 11 обслуживают только экстренные службы, ещё 39 временно закрыты. На складах 13 предприятий хранится около 2,2 тысячи тонн бензина Аи-92, а недавно границу пересекли 38 вагонов с ещё 2,4 тысячи тонн топлива. Цифры создают впечатление, что ситуация под контролем, и официальные лица продолжают уверять население в стабильности.

«Запасы бензина АИ-92 находятся на уровне обычного потребления. Поэтому я призываю граждан не паниковать и покупать топливо в соответствии с обычными потребностями», — сообщил министр промышленности и природных ресурсов страны Гонгорын Дамдинням

Посол России в Монголии Алексей Евсиков подчеркнул, что проблем с доставкой топлива в страну нет, а поставки идут бесперебойно. Со всех сторон звучат успокаивающие сигналы, но слухи, как правило, не возникают на пустом месте.

Дамдинням признал, что трудности всё же есть. Он сообщил, что октябрьские поставки Аи-92 из России выполнены почти в полном объёме, а перебои связаны с ограниченной инфраструктурой хранения. Часть импортируемых нефтепродуктов попросту некуда отгружать, и из-за этого на АЗС происходят временные перебои. Фактически топлива хватает, но распределить его по стране мешает нехватка резервуаров и складов.На этом фоне переговоры с Китаем о двукратном увеличении закупок бензина Аи-92 стандарта евро-5 выглядят как минимум парадоксально.

Дамдинням пояснил, что внутренние поставки колеблются в зависимости от ситуации в соседних странах. И именно из-за этого слухи о дефиците становятся более объяснимыми.

В России сейчас непростые времена, и это напрямую отражается на монгольском рынке. Около 40% мощностей нефтепереработки простаивает из-за ремонтов и технологических сбоев. Особенно это сказалось на поставках из Ангарского, Омского и Ачинского НПЗ, чьё топливо традиционно шло в Монголию. Потоки временно перенаправлены в центральные и южные регионы страны, что снизило объёмы поставок по восточному направлению. В такой ситуации приоритет российской логистики явно не на стороне Монголии.

Кроме того, Россия продлила запрет на экспорт бензина до конца 2025 года и ввела ограничения на дизель и другие нефтепродукты для посредников. Монголия подпадает под эти меры, хотя Москва старается сохранять стабильный график поставок. При этом даже страны ЕАЭС, формально не подпадающие под ограничения, сталкиваются с задержками и ростом цен на российское топливо.

Чтобы снизить зависимость от импорта, Монголия делает ставку на собственную переработку. Нефтеперерабатывающий завод в Алтанширээ, строящийся при поддержке Индии, планируют ввести в эксплуатацию к началу 2027 года. Он сможет перерабатывать 1,5 миллиона тонн сырой нефти и производить 560 тысяч. тонн бензина и 670 тысяч тонн дизельного топлива в год. После выхода на проектную мощность к 2028 году завод обеспечит около 70% внутреннего спроса на нефтепродукты.

С учётом того, что спрос на топливо в стране растёт примерно на 20% в год, Монголия срочно нуждается в расширении возможностей хранения. На строительство новых складов и резервуаров потребуется около 1,5 миллиарда долларов. Если парламент утвердит проект бюджета на 2026 год, возведение объектов займёт примерно 1,5 года.

Экономическая нагрузка очевидна. Ограниченные возможности распределения топлива повышают транспортные расходы, что сказывается на ценах на товары. Компании вынуждены держать дополнительные запасы, увеличивая издержки, а государство расходует средства на субсидии. Колебания курса рубля и нестабильность российской системы поставок напрямую влияют на стоимость импортного топлива, усиливая инфляционное давление, особенно в секторах с высокими затратами на топливо — сельском хозяйстве, промышленности и транспорте.

Сегодня Монголия вынуждена лавировать между Россией и Китаем , управляя топливным балансом практически вручную. И хотя власти уверяют, что ситуация стабильна, логика их заявлений вызывает вопросы. Если поставки действительно бесперебойны, почему часть АЗС простаивает, а жители отмечают нехватку топлива.

Эта ситуация подчёркивает системную уязвимость страны. Монголия остаётся почти полностью зависимой от импорта и одновременно готовится к созданию собственной перерабатывающей инфраструктуры, чтобы снизить риски для экономики и населения.

Источник: Сибирский экономист




Сувениры
Книгамарт
РСХБ
ТГ
нацпроекты