Не последний герой из “Светлячка”

Детский дом — что может вызывать более неоднозначные и, скорее, печальные раздумья? С такими и я вошла на территорию Борзинского детского дома “Светлячок”, который существует в нашем городе уже почти полтора десятка лет.

“ПЯТАЯ ЧЕТВЕРТЬ”

Летом детей в доме практически нет, а его работники спешат закончить ремонт к началу осени.

И все же стены “Светлячка”, как будто, хранят детское тепло — оно и на летние каникулы не покидает этот дом. Здесь совсем неказенная обстановка. Воспитанники, как пояснили мне воспитатели, большей частью “гостят” у родных — практически все они социальные сироты, всей душой тянутся к своим непутевым мамам и папам. Зато с воспитателями повезло. Лето, а они все в детском доме.

Директор Ольга Сухова провела по комнатам, где живут семейками (старшие школьники и малыши) мальчишки и девчонки. Уютно, чисто, красиво, почти по-домашнему — если бы не ряды двухъярусных кроватей! “Комнаты вместе с детьми оформляем, кому что нравится. Вот, например, у мальчишек кумир — Джеки Чан, оформили уголок о нем, — рассказывают воспитатели. — А Юля Казанцева закончила художественную школу и своими работами украсила комнату”. Юлю мы застали за работой над очередной картиной — подарком для детского дома. “Ребята сейчас на футбольном поле, мяч гоняют”, — с теплотой, как о собственных детях, говорит Ольга Николаевна.

Выходим в огород, где рядом и саженцы ранета, и грядки с арбузами, и ряды помидорных кустов. “Тесно нам — и в помещениях, и на территории, — кивает Ольга Николаевна на теплицы рядом с банькой, на небольшой загончик с резвыми поросятами. — Но без своего хозяйства и огорода не прожить большому детскому дому, как и любой семье. Есть и курочки, и кролики, и коровы. Вот вчера щенок пришел к нам — страшно худой, еле на ногах держится. На линейке мы решили: выгонять нельзя, откормим, вылечим, а потом отдадим в добрые руки — живая душа все же”.

В сопровождении воспитателей и директора идем к футбольному полю, чтобы сделать несколько снимков. Нас догоняет мальчишка и, налетев, обнимает воспитателей. “Здравствуйте!”, — весело и звонко кричит он. Взрослые радостно переговариваются: “Ромку привезли!”. На футбольном поле короткая заминка — старшие приветствуют Рому, и он тут же встает на ворота, игра продолжается. Интересуюсь: мальчика из “гостей” привезли? Оказывается, нет — полежал в больнице, полечился.

К здоровью воспитанников — как физическому, так и психическому — здесь относятся очень серьезно. Дети, пережившие расставание с семьей (пусть даже она в полной мере и не может называться таковой), теряющие привычный жизненный уклад, иногда замыкаются в себе, становятся озлобленными или дерзкими. Потому работать педагогам и воспитателям приходится очень непросто. Но в “Светлячке” главным воспитательным моментом считают доброту, внимание, заботу и терпение, что дает свои результаты.

Своего летнего загородного лагеря детский дом не имеет до сих пор, потому педагоги ищут возможности для летнего отдыха своих воспитанников.

Еще в начале года заместителем директора по воспитательной работе Ольгой Закировой была разработана программа летнего отдыха, состоящая из нескольких этапов-конкурсов и завершавшаяся игрой “Последний герой”, которая успешно была реализована.

ВЕСЕЛЫЙ ХУТОРОК

Ребята поделились на четыре команды по интересам и желанию, в каждой — воспитанники в возрасте от 10 до 14 лет, и образовали поселение “Хуторок”. Каждая команда пропагандировала свой образ и стиль жизни, создавала и предлагала свои проекты организации жизнедеятельности поселения. После каждой недели (период) подводились итоги, для чего собирался “большой круг”, то есть все участники игры — жители “Хуторка”, и общим голосованием определяли лучшие проекты. Взрослые старались предоставить воспитанникам полную свободу творчества и самостоятельность в подведении итогов, помогая советом, консультируя игроков, но все же внимательно и ненавязчиво следили за тем, как проходит игра.

Совет капитанов, созданный из представителей всех объединений, ежедневно координировал жизнь поселения. На стенде с каравеллой под алыми парусами появлялись имена участников игры — лидеров, организаторов, победителей с указанием их заслуг. А программа жизни “Хуторка” изобиловала конкурсами, презентациями, экскурсиями, парадами, играми, дискотеками, турнирами, забавами на воде, рингами, фестивалями и так далее. Как пролетела за всеми этими мероприятиями половина июня, не заметили ни педагоги, ни сами дети.

Завершился первый тур отборочной игры, и тут же стартовал следующий — “Экстрим”, когда конкурсы и игры стали серьезнее и труднее. Затем последовал и третий — “Последний шанс”. А в середине июля, как последний этап конкурса, был запланирован трехдневный пеший 17-километровый поход на озеро.

Ребята даже не догадывались, что уже в пути их будут ждать неожиданные и нелегкие испытания. Старшие, обсуждая предстоящие конкурсы, ушли далеко вперед, оставив малышей на попечение вожатых — Оли и Нади, тоже воспитанниц детского дома, и педагогов — Ирины Шульц и Надежды Сандомировой. Команды (а дети уже были “перетасованы” и объединены в две команды) шли каждая своим маршрутом, хоть и в одном направлении. Сначала случилось небольшое “ДТП” — машина сопровождения, следовавшая с командой, съехала в кювет. Пока воспитанники прилагали усилия для ее вызволения, им пришлось вспомнить все правила дорожного движения. Затем в дороге с девочками-вожатыми произошли “несчастные случаи” — каждая подвернула ногу. Это было заранее спланировано воспитателями и держалось в строгой тайне, чтобы проверить, как поведут себя ребята в экстремальных для них условиях. И каково же было удивление взрослых, когда подростки (а старшие их товарищи в это время ушли от них километра на два), искренне сопереживая и сострадая вожатым, несли их на руках до самого месторасположения лагеря.

ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ

Уже позже, на обсуждении итогов, Надя сказала: “Играя роль пострадавшей, я была уверена, что ребята окажут мне помощь, но что так самоотверженно поведут себя… не могла даже подумать! Спасибо Любе, она одна из первых пришла мне на помощь”, а Оля добавила: “Побывав в роли пострадавшей, я поняла, что живу рядом с замечательными людьми, которые, что бы ни случилось, не бросят товарища в беде! Особое спасибо Насте и Алеше”. Такие отзывы, согласитесь, дорогого стоят. “Где же вы были, сильные и смелые? Может, будет вам это уроком в жизни”, — обращаясь к старшим участникам игры, сказала Ольга Николаевна, но они, поняв свою оплошность, уже и сами переживали свой промах. И больше не оставляли младших одних.

Большой соблазн ждал ребят на месте будущего лагеря. Как только они добрались до озера, взрослые пригласили их в импровизированный магазин, где рядом с туристскими предметами красовались сладости, косметика, игрушки. На заработанные в конкурсах фишки ребята могли купить все, что хотели. Так сначала и было. Однако дети быстро опомнились, сообразив, что конфеты и духи в полевых условиях вещи лишние, а вот веревки, колышки, котелки и другое — необходимые. Рядом были разбиты два соперничающих друг с другом лагеря: “Герои” и “Туристы”. Игра выходила на финишную прямую.

Испытания продолжились, и первым было “Блюдо-сюрприз”. Воспитанники детского дома впервые увидели креветок, которых им предложили попробовать. С осторожностью, а то и с отвращением они пытались оторвать от креветок и сунуть себе в рот кто усы, кто глаза. Испытание далось нелегко, но дети мужественно с ним справились. А после воспитатель, Надежда Николаевна, показала им, как правильно кушать это экзотическое блюдо. И дети пришли в восторг от него.

В течение игры из команд выбывали участники по решению “большого круга”, как на телевизионной игре “Последний герой”. Были и слезы, и огорчения. Но не было обид и злобы, воспитатели проводили с детьми обсуждения, давая им возможность сформулировать и высказать все свои обиды, поддержать проигравших. Так прошли и другие конкурсы: “Ночные новости”, когда командам пришлось лишь при свете двух фонарей искать обрывки газетной страницы, складывать их и читать информацию; “Ночной сюрприз”, когда по очереди они охраняли знамя своей команды в течение одной ночи (самым стойким оказался Тимур, которой не смог разбудить своего товарища и простоял у знамени один за двоих); “Грязь”, когда ребята переносили настоящую озерную грязь на своем теле и одежде — какая команда быстрее сделает из нее скульптуру.

НЕ ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

Из команд к началу завершающего конкурса “Последний герой” осталось лишь четверо самых стойких и сильных — Никита Пляскин, Леша Гусев, Сережа Темченко и Женя Петров, а в финал совершенно неожиданно для всех вышли Никита и Леша. Каждый из них сначала должен был написать стихотворение, посвященное игре, а затем ответить на вопросы жюри.

Каждый написал стихотворение, в котором главной была мысль, составляющая цель самой игры: дружба превыше всего. Всех поразило — как достойно они завершили игру! Победителем был признан Леша — такое решение приняли все участники игры на последнем “большом круге”.

“Мы гордимся тобой, Алексей!”, — написали в отчете организаторы игры.

Надежда АФАНАСЬЕВА, Борзя.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ