В областном центре нашли способ борьбы с водителями маршрутных автобусов, которые нарушают правила дорожного движения. Таким образом, уверены сами перевозчики, удастся сделать городской общественный транспорт более безопасным.
Но чтобы навести порядок в сфере пассажирских перевозок, необходимо принять соответствующие региональные программы и законы. К такому выводу пришли участники круглого стола, посвященного повышению качества услуг перевозки пассажиров в общественном транспорте города.
То, что водители маршруток – самые лихие, понятно любому, кто хоть раз ездил по городским дорогам. Автобусы и маршрутки выезжают на встречную полосу, нарушают правила обгона, превышают скорость, проезжают на красный свет. Об этой проблеме говорит и статистика аварий. Хотя общее количество дорожно-транспортных происшествий в городе снижается, подчеркнул начальник ГИБДД УВД по Иркутску Вячеслав Жилкин, число ДТП с участием пассажирского транспорта растет. По данным инспекции, только за прошлый год в Иркутске произошло 1,9 тыс. дорожно-транспортных происшествий с участием водителей пассажирского транспорта. В том числе почти половина аварий – по вине водителей маршрутных такси, в результате которых погибло три человека.
При этом ни одно предприятие, занимающееся городскими пассажирскими перевозками, в течение прошлого года не было лишено лицензии. Как уточнил руководитель Управления автодорожного надзора по Иркутской области Валерий Елизаров, условием приостановления или лишения лицензии автотранспортного предприятия является ДТП с особо тяжкими последствиями – не менее пяти пострадавших.
Конечно, городская администрация старается не допускать к сфере общественного транспорта «аварийных» предпринимателей. Но это не мешает перевозчикам переоформлять свои фирмы на родственников и продолжать возить пассажиров. Такие факты, признаются инспекторы, в областном центре тоже есть.
В настоящее время лицензии на перевозку пассажиров имеют 247 фирм и предпринимателей. Среди них есть и крупные компании с большим автопарком, и мелкие предприниматели, в распоряжении которых только два-три микроавтобуса. Больше всего нарушений, по словам представителей ГИБДД, приходится именно на эти небольшие предприятия. «Вопросов к ним очень много, – отмечает Вячеслав Жилкин. – Как водители проходят обязательный предрейсовый медосмотр, как проводится технический осмотр транспорта, контролирует ли руководитель предприятия свой подвижной состав во время рейса?»
– Необходимо решать и другие проблемы, – добавляет Валерий Елизаров. – Транспортная сеть в городе разработана без учета пассажиропотока, многие маршруты дублируют друг друга. Слабо работают диспетчерские службы, многие водители ездят без расписания, автобусы порой ходят полупустые, а количество транспортных средств на дорогах превышает разумные пределы.
Навести порядок в сфере пассажирского транспорта мешает отсутствие нормативного акта, который позволял бы проводить комплексный и качественный контроль этого вида деятельности, отметил начальник отдела транспорта и связи администрации Иркутска Юрий Гамзулин. Пока такого закона нет ни на федеральном уровне (ФЗ «О пассажирских перевозках» принимается уже несколько лет), ни на региональном.
– В области необходим закон об организации пассажирских перевозок, – согласился Валерий Елизаров. – Аналогичные нормативные акты уже приняты в других регионах, к примеру, на Дальнем Востоке, и, как показывает практика, это помогло значительно улучшить ситуацию в транспортной сфере. Нам также нужна региональная программа обеспечения безопасности при пассажирских перевозках.
Сколько времени потребует принятие нормативных актов, сказать сложно, опыт подсказывает, что этот процесс может затянуться. В качестве более оперативных мер специалисты предложили создать «черный список» водителей и перевозчиков. «Смысл заключается в том, чтобы злостных нарушителей правил дорожного движения не допускали к перевозке пассажиров, чтобы у них не было возможности устроиться на другое предприятие, – пояснил депутат городской думы Алексей Колмаков. – Если бы этим занялась и администрация города, то через полгода показатели аварийности резко бы снизились. Отсеять 20–30 человек, и остальные будут как шелковые. Большинство перевозчиков работают на этом рынке больше десяти лет, уверен, все они готовы идти на сотрудничество».
При этом «черные списки» нужно обнародовать, публиковать в газетах, чтобы пассажиры знали: водитель данной маршрутки опасен, с ним лучше не ездить, уверены в общественном совете при ГУВД по Иркутской области. А тем перевозчикам, которые отвечают за качество своих услуг, было рекомендовано придумать какие-нибудь отличительные знаки для своего автопарка.
Участники круглого стола также согласились, что необходимо уточнять критерии лишения автопредприятий лицензий, а также ввести более жесткие условия приема водителей.
Подняли специалисты и такую проблему, как курение водителей в салоне автобуса. В прошлом году в городе прошла акция ассоциации автотранспортных предприятий Иркутска. Правило «если водитель курит, пассажир может не платить», по словам руководителей автотранспортных предприятий, подействовало незамедлительно. Тогда планировалось, что новшество будет распространено на весь общественный транспорт областного центра. Экспериментом заинтересовались и в других городах. Но прошло время, и водители маршруток стали забывать об ограничении курения.
Жалоб на горячую линию по-прежнему поступает много, бывает по двадцать в день, подчеркнул Алексей Колмаков, один из инициаторов акции. Чтобы запрет на курение в полной мере заработал, отметил депутат, необходимы совместные действия и ассоциации, и муниципальных властей.
Кстати, в городской администрации жалобы на курящих водителей тоже принимают, причем не только в муниципальном, но и в коммерческом транспорте. Как констатировал Юрий Гамзулин, проверки проводятся по каждому обращению, в отношении водителей применяются наказания вплоть до увольнения.
"Байкал24"
по информации