В Якутии сдан во временную эксплуатацию последний участок Амуро-Якутской железнодорожной магистрали "Томмот - Нижний Бестях". Это позволит в ближайшее время начать движение грузовых поездов с любыми грузами до станции "Нижний Бестях". Напомним, данная станция находится напротив Якутска, на другом берегу реки Лена в поселке Нижний Бестях.
Сама Амуро-Якутская магистраль связала столицу Якутии и города и поселки республики, расположенные на трассе, с Байкало-Амурской магистралью, северная ветка которой из Тынды до Беркакита была построена в СССР еще в 80-е годы прошлого века.
Протяженность новой трассы "Беркакит - Нижний Бестях" составила 809 километров, участок "Томмот - Нижний Бестях" - 439 километров. На протяжении всего маршрута Амуро-Якутской магистрали было построено более 330 искусственных сооружений, из которых почти 100 мостов. Строительство велось в сложных инженерно-геологических условиях, в районе высокой сейсмичности, вечной мерзлоты и на сложном рельефе местности. С 2004 года на данный проект было израсходовано 45 миллиардов рублей.
В настоящее время железнодорожная линия "Беркакит-Томмот-Нижний Бестях" готова принять грузы, необходимые для строительства газопровода "Сила Сибири", а также грузы досрочного северного завоза для народного хозяйства Якутии. Однако, добраться на поезде из Якутска до "материка", как говорят в республике, пока не получится.
По словам строителей, дорога пока не готова к пассажирским перевозкам: нет залов ожидания на станциях, не везде готовы перроны, нет достаточного количества пассажирских вагонов. Но уже с 2015 года Амуро-Якутская магистраль будет принята в постоянную эксплуатацию и с этого момента сбудется мечта многих северян иметь возможность уезжать и приезжать в республику на поезде.