На острове в очередной раз прошел фестиваль «Сибирская рампа»
Фестиваля любительских театров «Сибирская рампа-2011» с нетерпением ждали целый год. И не только в Иркутской области, но и далеко за ее пределами. В театральное действо, которое ежегодно в течение двенадцати лет устраивает на острове Ольхон Международная ассоциация любительских театров «АИТА», а также руководитель ангарского народного театра «Факел», заслуженный работник культуры России Александр Кононов, Областной центр народного творчества и досуга Иркутска и ДК «Современник», с готовностью вовлекаются театралы-любители из всех уголков России. А некоторые, чтобы стать участниками событий, происходящих на исходе июля в Международном летнем театральном центре в сердце Байкала, даже приезжают из других стран.
Волшебная атмосфера театра гармонично сочетается здесь с таинственным, сакральным ореолом острова Ольхон и во много раз усиливает его как для участников фестиваля и его гостей, так и для жителей поселка Хужир, которые в неиссякаемом потоке туристов легко узнают людей, причастных к великому и святому искусству театра. И если летом их дети приходят домой около полуночи или за полночь, беспокоиться об их местонахождении не нужно. Фестиваль, как известно, дело круглосуточное. А «Сибирская рампа» на Ольхоне — в особенности.
Хужирские дети обычно уже в начале вечера занимают свои привычные места перед сценической площадкой. И не только дети, но и взрослое население Хужира, представители администрации поселка с удовольствием посещают спектакли.
Лица некоторых из них кажутся родными: ведь они появляются здесь каждый год, они выросли, воспитались на фестивальных постановках. А теперь приводят на спектакли своих младших братьев и сестер. Так что, как поется в гимне фестиваля (его слова написал Александр Кононов), «новых театраловмножатся полки»!
«Сибирская рампа-2011» во многом отличалась от прежних фестивалей. Тема этого года была на удивление простой и по максимуму отражала содержание и смысл работы театрального центра на Байкале — «Играем, учимся, творим». Но темы меняются каждый год. А в этом году изменился и формат фестиваля. Только восемь дней и всего 15 театров! Но в ограничении количества театров-участников есть и положительная сторона. Все они прошли через процедуру предварительного отбора: организаторы фестиваля отсматривали видеозаписи спектаклей, претендовавших на участие. Это позволило повысить общий уровень постановок.
Новостью для постоянных участников МЛТЦ в этом году стал переезд сцены на другое место — во двор гостиницы «Байкал». Непривычное пространство не всем актерам показалось удобным. А вот зрителей эта площадка устроила больше, чем прежняя, за зданием детского сада. Двор гостиницы в этом месте имеет естественный уклон, так что у тех, кто сидел дальше от сцены, не было никаких проблем с просмотром.
Планировалось внести изменения и в график показа спектаклей: не более двух в день. Но обилие привезенных работ (некоторые коллективы подготовили по две и даже три постановки) заставило часть из них вынести за пределы конкурса. Они были объединены в так называемую off-программу, которая частенько затягивалась за полночь. Здесь были свои странности, открытия и многообещающие актерские работы.
Томский коллектив «Новое театральное товарищество в «Аэлите» удивил своих зрителей тем, что сыграл спектакль «Зоки и Бада» не на сцене, а за ней. Созданный на базе иркутского педагогического колледжа учебный театр Alter homo внес в сюжет известной пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» свои коррективы: у них ученики, не отставая от времени, требовали от классного руководителя бланки ЕГЭ. Семилетняя Настя Есипова из Ангарска показалась членам жюри настолько убедительной в роли согбенной старухи из чеховской «Канители», разыгранной вместе с режиссером ангарского школьного театра «Канителька» Николаем Щербаковым, что была награждена номинацией «Надежда фестиваля».
В программе off уже под занавес фестиваля показал свою постановку, созданную на основе байкальских легенд, ангарский театр школы № 27 «4-й этаж». Он прибыл для участия в франкоязычном фестивале «Маски», решившем отметить свое 15-летие на намоленной сцене МЛТЦ и приступившем к работе сразу после закрытия «Сибирской рампы». «Маски» в этом году выполняли «международную программу» фестиваля, который не мог похвастаться географическим разнообразием. Все прибывшие сюда коллективы представляли Сибирский и Дальневосточный регионы от Томска до Хабаровска. Этот список дополнил театр современной драмы «ДалиТЭ» из поселка Агинское, что под Читой, который показал детский спектакль «Сказки солнечной горы». Он был направлен на воспитание экологии души, что особенно важно для гостей ольхонской земли.
Добираться до Ольхона трудно и недешево даже нам, живущим по соседству, а что тогда говорить о тех, кому для этого нужно преодолеть тысячи километров? И не надо забывать, что любительское театральное движение в нашей стране по большей части держится на голом энтузиазме режиссеров-руководителей, тех подвижников, кому небезразлично будущее подрастающего поколения. Хотя для некоторых отсутствие финансовой подпитки или поддержки сверху не играет никакой роли — они просто занимаются СВОИМ делом, и слава богу.
Спектакли, родившиеся в Иркутске, запомнились участникам «Ольхона-2011» надолго. Alter homo, учебный театр Иркутского педагогического колледжа, создал по пьесе Людмилы Петрушевской «Квартира Коломбины» нечто среднее между бытовым представлением театра абсурда и площадной комедией дель-арте.
Актриса Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова Ольга Шмидгаль уже не первый год выступает на ольхонском фестивале в роли режиссера. На «Сибирскую рампу-2011» она привезла сразу два театра — молодежный «Эксперимент», с работами которого здесь уже знакомы, и «молодой» коллектив ветеранов Иркутского авиазавода «Белая ворона». «Эксперимент» показал рождественскую сказку «Маленький ослик Марии». О представлении «Белой вороны» нужно поговорить особо.
Их вариация вампиловского «Дома окнами в поле» у всех зрителей фестиваля вызвала восторг. У младших участников — потому что уж больно естественно и заразительно пели и плясали бабушки и дедушки. А старшие диву давались, насколько удачно режиссер и актеры поработали с пьесой. Не исказив текста Александра Вампилова, сохранив фабулу, они просто вывернули действие наизнанку и показали, о чем может думать, говорить и петь та самая «полянка». В основу текста легли реальные истории «начинающих» актеров пенсионного возраста.
Большой удачей спектакля были уличные декорации: забор обычного хужирского дома, расписные ворота, лавки, оккупированные пенсионерами. Ветераны авиазавода увезли в Иркутск приз зрительских симпатий.
Ангарск представляли, кроме школьных «4 этажа» и «Канительки», народный театр «Факел» (ДК «Современник») и две студии образцового театра «Родничок» (Дворец творчества детей и молодежи). Количество на этот раз вылилось в качество.
Факельский «Дом Бернарды Альбы», поставленный Александром Кононовым по пьесе испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки, — стильный, резкий, правдивый — члены жюри единодушно признали лучшим спектаклем фестиваля. Кроме того, актриса «Факела» Любовь Вахрушева получила приз за лучшую женскую роль (она сыграла Бернарду Альбу) и награду за лучшее художественное оформление спектакля в дуэте с ангарским художником Александром Чевтаевым.
«Звездный мальчик», спектакль по мотивам сказки Оскара Уайльда, воплощенный Тагиром Хамитовым в детской студии театра «Родничок», по словам столичных педагогов, оказался «заложником» текстовых недосказанностей и излишней символичности экстравагантного автора. Их не смог до конца преодолеть даже драматургический талант Людмилы Разумовской, делавшей инсценировку. Но жюри не могло не отметить находки режиссера в работе с таким сложным материалом и его умение увлечь за собой детей. В результате «Звездный мальчик» назван лучшей педагогической работой фестиваля. Классический, а потому современный спектакль «Доходное место» по пьесе Александра Островского молодежной студии «Родничка», затрагивающий, как во всех постановках Тагира Романовича, вопросы трудного нравственного выбора человека, стал лауреатом III степени.
Молодежный театр-студия «Шлагбаум» и школьный театр «12-й подъезд» г. Красноярска открыли для себя этой поездкой байкальский театральный остров. Спектакль «Клетка» ребят из «Шлагбаума» вернул нас в 70—80-е годы XX века, когда умы драматургов занимали мысли о свободе человека в обществе. Образы обитателей зверинца, родившихся и выросших за решеткой, им удались, как и работа в единой команде. Поэтому «Шлагбаум» получил приз «За лучший актерский ансамбль».
Авторский спектакль «12-го подъезда» был основан на наблюдениях за современной жизнью, почему-то ограничившихся рамками привокзального быта. «Облако в тумане», как объясняли актеры, — это реальное природное явление, которое встречается крайне редко.
Режиссер театральной лаборатории «Дети» Валерия Рогозина привезла этническую фантазию «Тропа» по мотивам сказок народов Сибири с расчетом сыграть спектакль на знаменитом перешейке, у подножия Шаманки. В оформлении спектакля использовались копии рисунков древних людей, найденных на затопленных ныне берегах Енисея. Роль Мальчика, ищущего свою тропу, которую исполнил Иван Мирошниченко, признана жюри лучшей.
Еще один театр из Красноярского края — «Глобус» — прибыл из города Боготола. Этот коллектив уже стал завсегдатаем МЛТЦ, он имеет своих поклонников, а его режиссер Наталья Слизевская является старательной ученицей педагогов фестиваля. В этом году она привезла младшую группу своего театра-студии, которая поставила «лубочный» спектакль по сказке Михаила Бартенева «Страсти по Насте». Ребята играли задорно, игнорируя такие мелкие неприятности, как дождь и холод. Надо сказать, что через испытание «нелетной погодой» с честью прошел на этом фестивале не один коллектив.
Фестиваль «Сибирская рампа-2011» был щедр на режиссерские находки. Галина Каминская, режиссер спектакля «Кладбищенский ангел, или Любовь в раю» нижнеудинского народного театра «Экспромт», ввела в качестве одного из действующих лиц рок-группу «Шестая печать». В результате спектакль, воспринятый зрителями неоднозначно и заставивший говорить о себе, получил сразу три награды: за лучшее музыкальное оформление, за лучшую мужскую роль (Он в исполнении Владимира Балабанова) и стал лауреатом I степени.
Отставший от него на одну ступень пьедестала томский театр «Новое театральное товарищество в «Аэлите» удивил театралов этническим представлением на темы индийской истории религии.
На фестивале завязывается немало знакомств, его атмосфера всегда способствует взаимовыручке. Поэтому когда спектакль домашнего театра «Приют комедиантов» из поселка Магистрального — «Замерзли» по пьесе Нины Садур — оказался под угрозой срыва, так как одного из актеров не отпустили с работы, на его роль был срочно введен актер из народного молодежного театра «Зеркало» (г. Железногорск-Илимский), блестяще справившийся с поставленной задачей.
Самым важным для актера-любителя в фестивале-лаборатории (а именно к таким относится «Сибирская рампа») является возможность учиться мастерству у профессионалов. В этом году аппетиты желающих приобрести новые знания и закрепить их на практике были удовлетворены сполна. Из Москвы были приглашены декан режиссерского факультета знаменитой «Щуки» Вячеслав Терещенко и доцент кафедры сценической пластики РАТИ Олег Волынцев. На помощь руководителям театров, изнывающим без качественного драматургического материала, из Петербурга прибыл писатель и драматург Андрей Зинчук. И конечно, мастер-классы по организации внимания актера-кукольника проводил бессменный педагог фестиваля, главный специалист по любительским театрам Областного центра народного творчества и досуга Валерий Кирюнин.
Долгожданные для режиссеров обсуждения постановок проводились по мере накопления отсмотренного материала. Надо отдать должное педагогам фестиваля – будучи профессионалами в своем деле, они учитывали специфику любительского театра. Их суждения носили рекомендательный характер, всегда оставляя режиссеру право на личное мнение.
Пожалуй, эти беседы за общим столом или вокруг костра, где еще тлеют угли, оставшиеся после ночных бдений, когда мнения сплетались и расходились, когда каждый мог сказать то, что он думает, и послушать более опытных людей, — эти беседы остаются одной из самых ценных традиций фестиваля. В них часто рождаются откровения — как это произошло на последнем обсуждении, когда и любителям, и профессионалам так не хотелось покидать теплый круг. Вячеслав Терещенко заметил тогда, что современный любительский театр намного свободнее профессионального. Там, где профессиональному театру приходится оглядываться на зрительский вкус и кошелек, любительский остается независимым выразителем режиссерской мысли и мнения. Суть театрального процесса сегодня получает наиболее чистое выражение именно на любительской сцене, поэтому так важно, чтобы «Сибирская рампа» продолжала жить и работать. Не случайно к фестивалю на Ольхоне примыкают новые проекты европейского уровня. Так, в этом году в лоно фестиваля влился франкоязычный фестиваль «Маски», в котором участвовали театры из Конго, Швейцарии, Венгрии и России.
Сказочный и суровый богатырь-Ольхон проводил своих беспокойных гостей. Развеялась театральная атмосфера, окутывавшая Хужир в течение почти двух недель. Но она надолго останется в памяти у тех, кто принимал участие в этом театральном действе. И будет напоминать о себе мелодией песни, спетой под гитару у костра, ощущением мокрых от дождя досок сцены под ногами, чувством единения с людьми почти незнакомыми, но ставшими такими родными. И тех, кто глотнул ольхонского театрального воздуха, на следующий год вновь неудержимо потянет сюда, на фестиваль «Сибирская рампа». Подготовка к которому, кстати, уже началась.
Олеся Павлюченко, специально для «Байкальских вестей».
Фото автора