Такая ситуация в крае будет сохраняться, ФГОС не удастся внедрить еще очень долго
Преддверие нового учебного года — самое время для того, чтобы вернуться к обсуждению проблем современной системы образования. Стоит отметить, что пока еще остается немало негативных моментов, мешающих забайкальским общеобразовательным учреждениям приблизиться к успешной реализации национальной инициативы “Наша новая школа” и окончательному введению Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Хотя некоторая положительная динамика все-таки есть.
По крайней мере, в этом году, по словам министра образования края Константина Карасева, планируется сдать в эксплуатацию здания двух школ — Дульдургинской и Ключевской, а до 2015 года в планах ввести 29 новых зданий образовательных учреждений, соответствующих современным проектам. О планах, перспективах и проблемах системы образования в течение двух дней говорили на ежегодной августовской конференции работников образования Забайкальского края, которая состоялась во Дворце культуры “Даурия” города Краснокаменска.
Не хватает техники и педагогов
Константин Карасев сообщил на пленарном заседании, что с 1 сентября 2012 года новые стандарты должны действовать на территории региона в полном объеме.
— Методическим службам необходимо завершить подготовку учителей начальных классов, а также педагогов-предметников. Иными словами, следует завершить корректировку образовательных программ начальной и основной школы.
Следует также обратить внимание на организацию внеурочной деятельности. Хочу напомнить, что эти задачи поставил перед нами Президент Российской Федерации, поэтому каждая школа на сегодняшний день должна иметь собственную перспективную программу развития, и эта работа должна уже подходить к завершению на уровне муниципалитетов, — обратился министр к участникам конференции.
Однако ни о какой модернизации и внедрении ФГОС невозможно вести речь, когда многие школы пользуются лишь мелом и доской. Современные условия требуют от учителя иной роли — быть не просто наставником, но консультантом или как сейчас принято говорить — тьютером, сопровождающим учебный процесс. Но такая смена ролей возможна лишь в условиях хорошего технического оснащения забайкальских школ, с чем пока в регионе большие проблемы. На сегодняшний день, по словам министра, лишь 27% забайкальских школьников обучаются в современных условиях, и на один компьютер в регионе до сих пор приходится двадцать учеников.
Решить эту проблему руководство системы образования надеется за счет трехстороннего взаимодействия — финансирования из муниципального, краевого и федерального бюджетов.
— Сейчас мы определили приоритетное направление — приобретение современной компьютерной техники. В этом году в ходе реализации комплексных мер по модернизации образования на сумму 129 миллионов рублей планируется покупка ста современных кабинетов начальных классов, включающих 1044 компьютера, 230 интерактивных комплексов, — сообщил Константин Карасев.
Помимо дефицита техники современная школа испытывает нехватку педагогических кадров. Квалифицированные учителя стареют, но их места никто не спешит занимать. По итогам комплектования школ в 2010 году было 575 вакансий, на которые прибыло лишь 255 молодых специалистов. В этом году в школы отправились 266 выпускников на 574 вакантных места. Хорошо, что министерство образования края понимает, что пока молодым педагогам не будут платить достойную зарплату и обеспечивать их жильем, ситуация не изменится. За прошлый год зарплата педагогическим работникам увеличилась не столь значительно — на 15,8 % и составила в среднем 14 тыс. 472 рубля. Пока в соответствии с новой системой оплаты труда лишь 10% самых высокооплачиваемых учителей получили среднюю заработную плату в размере 17, 6 тыс. рублей. Однако сейчас, по словам министра образования, правительством страны при разработке проектов модернизации предусмотрены меры по повышению зарплаты учителям за счет средств субъектов Федерации.
Не обошел стороной министр и проблему дошкольного образования. На сегодняшний день министерством разработана и утверждена краевая программа развития системы дошкольного образования, на реализацию которой заложены средства краевого бюджета. Поддержка будет оказана двадцати муниципальным районам. Кроме того, по инициативе губернатора Равиля Гениатулина и руководителя ОАО “Российские железные дороги” Владимира Якунина, принято решение о строительстве трех дошкольных учреждений в Чите, Борзе, Краснокаменске с выделением на эти цели одного миллиарда рублей, поскольку количество нуждающихся в дошкольном образовании за последние годы увеличивается на 2,5 тысячи детей.
Однако все вышеперечисленное в большинстве своем пока только проекты, о том же, как модернизация образования происходит в реальности, речь шла на семинарах и секционных занятиях конференции. А некоторые работники сферы образования поделились своим опытом с журналистами в перерывах между заседаниями.
“По-прежнему ждем молодых”
В средней общеобразовательной школе № 6 города Краснокаменска произошли большие перемены: 1 июня текущего года школа приобрела статус автономного учреждения. О том, как происходит модернизация в данном образовательном учреждении, рассказала директор СОШ № 6 Людмила Софронова.
— Я считаю, что плюс у модернизации образования один — мы должны идти в ногу со временем, — считает Людмила Витальевна. — Начальная школа нашего учреждения почти перешла на новые образовательные стандарты. Мы работаем в этом направлении третий год, совершенствуем систему управления, а также развиваем профильное образование: с этого года мы работаем как ресурсный центр ЗабГГПУ.
Кроме того, у нас успешно реализуется проект “Новый учитель”, пять учителей являются победителями приоритетного национального проекта “Образование”.
Работает учреждение и над сбережением здоровья учеников. В этом проекте немаловажную роль играет организация правильного питания ребят.
Что касается нового статуса школы, то пока руководство не столкнулось в этом плане с серьезными проблемами.
— Мы только-только перешли в автономное учреждение, поэтому пока не решили, как будем зарабатывать себе на существование. Хотя мы уже сдаем в аренду наше наружное помещение. Кроме того, планируем расширить образовательные услуги — прежде всего, готовить ребят к поступлению в высшие и среднеспециальные учебные заведения, оказывать услуги в психологическом консультировании, — поделилась планами директор автономного учреждения. — Проблема же в условиях модернизации у нас одна — недостаток педагогических кадров. У нас пришли три человека в прошлом году, но этого мало, мы по-прежнему ждем молодых учителей. Что же касается в целом реформирования системы образования в крае, то я считаю, что Забайкалье в этом нисколько не отстает от центральных регионов России. Наши учителя, переехавшие в другие города, уверяют, что мы по некоторым аспектам даже идем впереди центральных районов Сибири. Наши выпускники говорят об этом же, поскольку, уезжая учиться в другие города страны, они не чувствуют себя плохо подготовленными.
— Я в целом к реформам системы образования отношусь положительно — поделилась мнением преподаватель ЗабГГПУ Татьяна Клименко. — Они верно избрали точки роста и преодоления противоречий, которые сегодня наиболее актуальны. Реформирование образования — процесс глобальный. Только каждое государство выстраивает свой путь движения. И в нашей стране этот путь довольно трудный, как в стратегии, так и в экономической составляющей реформ. В любом случае качественное образование могут дать хорошо подготовленные грамотные учителя, и их зарплата должна быть достойна той задачи, которую они призваны решать. Поэтому особенно приятно слышать о постановлении губернатора об увеличении финансирования заработной платы учителей. Государство должно заботиться о работниках образования.
И эта идея остается главенствующей в любом выступлении представителей сферы образования. Если учителя не будут жить достойно, о модернизации не стоит вести и речи. Но пока к этой цели правительства края и страны продвигаются медленными шагами, поэтому и кадров по-прежнему не хватает.
Юлия БОЛТАЕВСКАЯ.