Вроде бы, и кризис, и жить стало труднее, а вот машин на улицах города не убавилось, и новые автосалоны открываются. Так все-таки что происходит с автомобильным рынком: все так плохо из-за кризиса или все относительно хорошо, несмотря на новые пошлины? Попытаемся разобраться, чем живет сейчас автомобильный Улан-Удэ, и что нас ждет в ближайшем будущем.
Вторичный рынок жил, жив и будет жить?
Основной поставщик машин в Улан-Удэ, конечно же, вторичный рынок, предлагавший в лучшие годы транспорт на любой вкус, цвет и кошелек.
Сейчас, естественно, спад продаж на вторичном рынке произошел, и гораздо больше, чем на заявленные многими продавцами 50%. По словам сотрудника одного из автосалонов города, в Улан-Удэ привозят в лучшем случае один вагон авто в два месяца, когда как совсем недавно практически ежемесячно разгружалось около 18 вагонов.
Сейчас территория авторынка заполнена процентов на 60 максимум. Если раньше машины стояли буквально везде и демонстрировали чудеса миллиметража, то теперь они раскинулись более чем вольготно.
Абсолютные лидеры продаж – автомобили стоимостью до 250 тыс. руб. типа суперпорпулярных «полторашечных» Corolla и Premio. Как рассказывают продавцы, люди интересуются и 150-тысячными машинами, которые, если постараться, тоже можно здесь найти.
Основной причиной затишья на вторичном автомобильном рынке продавцы называют резкое уменьшение выдачи автокредитов, причем как по инициативе банков, так и в результате возросшей финансовой осторожности потенциальных покупателей. В итоге с автокредитами более или менее активно работают местные филиалы Сбербанка, ВТБ 24, Русфинансбанка и Русьбанка. Офис на Приречке, где ранее кипела работа около десятка банковских кредитных инспекторов, практически пуст. Те, кто остался, находятся там, скорее, для эффекта присутствия - 2-3 кредитных договора в неделю сейчас считаются хорошим результатом.
В итоге почти половина автомобилей «уходит» с рынка по схеме автообмена. Но, соответственно, и приходит оттуда же: на данный момент не меньше 35% выставленных на продажу авто вернулись на Приречку уже не в первый раз. Беспробежных «японцев» становится все меньше. Все чаще встречаются предложения об обмене авто на жилье, землю и наоборот. А покупатели с наличными имеют гораздо больше шансов получить существенную скидку. Сами же продавцы комментируют эту ситуацию следующим образом:
- В 1998 году мы узнали слово дефолт, а теперь наше любимое слово – кризис. Абсолютно все и вся сваливают на него, ситуация повторилась почти полностью. Правда, тогда нам доллар помешал, а сейчас общая ситуация ненормальная. А на деле - кто умеет продавать, тот и сейчас продает прекрасно. У кого деньги были, у того они и сейчас есть, и если машина очень нужна, ее придут и купят. И именно б/у, они сейчас наиболее ликвидные.
Действительно, японский подержанный автомобиль в хорошем состоянии имеет все шансы быть проданным здесь же, потеряв в цене не более 20% даже через пару лет. А новые автомобили уже на следующий год дешевеют почти вдвое. Так что пока у нас полноценно не заработает trade-in в салонах официальных дилеров, люди относятся к такому вложению более чем осторожно.
Во многом это объясняется, конечно, близостью нашего региона к Приморью, и, соответственно, к Японии. Сравнительная дешевизна неплохих автомобилей, пусть и покатавших японцев, плюс комфорт, который те же японцы создают в машинах, выпущенных для своего внутреннего рынка, еще долго будут привлекать автолюбителей региона. Так, например, при абсолютно одинаковой комплектации двух Mazda CX7, праворульный вариант однозначно оказался гораздо более комфортным, «душевным», как выразился его владелец. Единственное, что реально может подкосить этот рынок – полный запрет на ввоз «правого руля». Но и это вряд ли произойдет не раньше, чем через пару лет. А на б/у «японцах» ездить мы будем, видимо, еще долго.
Раз, два, три… Продано?
Всего немногим более года назад в Улан-Удэ предлагали свои услуги почти два десятка аукционных фирм. На сегодняшний же день работают от силы четыре-пять таковых. Закрылись филиалы иногородних компаний, которым стало попросту накладно содержать удаленные офисы и компании, работавшие через цепочку посредников. Результаты деятельности некоторых «аукционщиков» привлекли внимание правоохранительных органов. В итоге на плаву остались лишь те, у кого был хоть какой-то запас прочности.
Как рассказывает Сергей Улзытуев, руководитель аукционной компании «Автореал», незадолго до Нового года был довольно большой наплыв заявок на автомобили:
- Люди пытались купить недорогие машины до введения нового порядка взимания пошлин, и многим это удалось - все новогодние каникулы владивостокская таможня работала в усиленном режиме. Зато после января 2009 года почти четыре месяца было абсолютное затишье. За это время мы успели отдохнуть и спланировать дальнейшую работу в изменившихся условиях.
Условия изменились, конечно, значительно. Покупать авто старше 2005 года рождения стало слишком накладно, в результате поток желающих снизился до такой степени, что на автоаукционах Японии случилось падение цен по некоторым позициям аж на 40%. В итоге популярную Toyota Corolla 2005 г., например, можно было приобрести почти на 3 тыс. долларов США дешевле, чем раньше. Но эта разница с лихвой компенсируется новыми пошлинами. В результате покупатель здесь получает автомобиль почти по той же цене, что и до январских нововведений.
- Конечно, авто получается несколько дороже, чем раньше, но при этом и автомобиль моложе, не стоит об этом забывать, - напоминает Сергей Улзытуев.
В оставшиеся аукционные фирмы обращаются по-прежнему те, кому нужен гарантированно беспробежный по России автомобиль, а новый покупать либо нет возможности, либо желания. А, скорее, и того, и другого. Взять кредит под покупку аукционного автомобиля уже не получится: банки работают только с авто, физически находящимися здесь. Программы кредитования «виртуальной» покупки, предлагавшиеся банками, например, «Восточным экспресс банком» и «УРСА-банком», так и не успели начать работать, поскольку предложенные схемы оказались нежизнеспособными, а потом и кризис внес свои коррективы.
Льготное ли кредитование?
Как показывает практика, ситуация с автокредитами оставляет желать лучшего. На этом фоне, казалось бы, должна была «сыграть» широко популяризируемая программа льготного кредитования покупки автомобилей, предложенная Правительством РФ и как бы стартовавшая 1 апреля текущего года. Как бы, потому что фактически процесс выдачи кредитов по льготной схеме начался только в конце апреля, и, по оценкам многих экспертов, эта мера оказалось неэффективной. За первые три месяца после старта программы было оформлено всего около 18 тысяч кредитов, что составляет лишь 12% от прогнозируемых Минпромторгом РФ 150 тысяч до конца 2009 года. Что касается Улан-Удэ, то здесь этот показатель оказался и того меньше. Одной из причин этого официальные продавцы авто видят в том, что первоначально кредит предоставлялся на покупку автомобиля ценой не более 350 тысяч. Соответственно, список машин, которые можно было купить за эти деньги, был, мягко говоря, не широк. Более того, и их надо было ждать достаточно долго, порой месяцами. Так, к примеру, из всей линейки Ford Focus под программу льготного кредитования подпадал только трехдверный хэтчбек в не самой удачной комплектации.
Внесенные совсем недавно изменения в порядок предоставления льгот позволяют приобрести автомобиль дороже почти в два раза – до 600 тыс. рублей. Это позволило существенно расширить список потенциальных «покупок». Теперь из предлагаемых в нашем городе авто можно выбрать, помимо отечественных машин, «условные» иномарки типа всей линейки Ford Focus, популярный Renault Logan, Fiat Albea, Fiat Doblo, Fiat Ducato, Kia Spectra, Hyundai Sonata, Hyundai Accent… Возможно, что снизившийся порог первоначального взноса – с 30 до 15% - привлечет потенциальных заемщиков к этой программе. Раньше в Улан-Удэ можно было приобрести и Skoda (Fabia и Octavia тоже причислены к «льготникам»), но у нас они, что называется, «не пошли».
Кто на новенького?
Несмотря на, казалось бы, печальную картину автомобильного рынка, продавцов новых иностранных машин ситуация не слишком удручает. Как рассказывает заместитель генерального директора ФЦ «Редут Улан-Удэ» Ольга Горбунова, на машины, реализуемые этим автосалоном, существует достаточно устойчивый спрос:
- Конечно, сейчас нет того потока, что был в прошлые годы. Люди сейчас очень серьезно думают, особенно если планируют взять машину в кредит. Но никакой катастрофической ситуации не наблюдается. У нас существует даже небольшая очередь на популярные модели. Вот, к примеру, новая Fiesta, которая считалась достаточно дорогой и до кризиса, расходится вполне неплохо. Наши клиенты, в первую очередь, покупают комфорт, поэтому готовы доплатить, чем ездить на том, что их изначально не устраивает.
Руководитель группы автокредитования операционного офиса ВТБ 24 в Улан-Удэ Денис Ильин с этим вполне согласен:
- Клиенты автосалонов и, соответственно, потенциальные заемщики по автокредитам на сегодняшний день – это улан-удэнский средний класс. Поэтому каких-то серьезных качественных изменений в этом секторе не произошло. Количественные показатели, конечно, снизились примерно на треть, но это следствие общей экономической ситуации, а не провала конкретно автомобильного рынка.
Действительно, в Улан-Удэ сейчас можно приобрести не только Ford, Renault, Volkswagen, Toyota, Fiat, Hyundai, Nissan, но и Subaru, и Mitsubishi. Среди них, конечно, не все являются «белыми» продавцами, но только официальные дилеры как раз и могут предложить своим клиентам серьезную поддержку в виде кредитных программ с аффилированными финансовыми организациями. Так, например, совместная программа Renault и «Юнибанка» по ряду показателей оказывается гораздо привлекательней, чем программа льготного кредитования. Интересные программы предлагает автосалон Mitsubishi на Шаляпина. Как бы то ни было, но потребитель, особенно имеющий средства, разворачивается в сторону новых леворульных автомобилей.
В целом же складывается такое впечатление, что «аховое» положение некоторых автосалонов, продающих не самые популярные марки, в первую очередь, создано собственными руками, ведь продуманный отлаженный менеджмент еще никому не помешал. И кризис здесь не виновник всех бед.
Что нас ждет в ближайшем будущем
Во многом знаковым для автомобильного рынка региона ожидался конец августа этого года – какое же решение примет Правительство РФ в отношении пресловутых таможенных сборов. Продавцы вторичного рынка были настроены скептически, мотивируя это тем, что и в 2002 году меры по повышению пошлин были обозначены как временные. Соответственно, отмены или снижения ставок не ждал практически никто. Так и случилось - чуда не произошло, опыт с увеличением ставок по пошлинам посчитали удачным. А это значит, что сравнительно недорогие автомобили second-hand, особенно бизнес-класса, паркетники, джипы и минивэны объемом от 2 л. окончательно уходят в прошлое. Скорее всего, потребители этого сегмента переместятся к официальным дилерам за новыми леворульными машинами или, что маловероятно, пересядут на уже поездившие на российских просторах полюбившиеся модели.
Что касается авто с меньшим объемом двигателя, то тут выбор остается достаточно широким: за сумму до 10 тыс. долларов США пока еще можно подобрать немало интересного, стоит только умерить свои аппетиты. А малолитражки и прочие бюджетные варианты вполне реально заказать и в аукционной компании.
В общем, ценообразование на уже сложившемся вторичном рынке и ранее, и сейчас, в первую очередь, зависит не столько от пошлин, сколько от динамики роста/падения мировых валют относительно рубля. А панические ожидания худшего от введения новых ставок оказались больше психологического характера: самый крупный сегмент – «бюджетный» изменения затронули и, надеемся, в дальнейшем затронут, незначительно. Ситуация на автомобильном рынке, по большому счету, отражает общий тренд в сложившихся экономических условиях. Все вполне закономерно: автомобильный рынок не бездонный, ажиотаж, в том числе спровоцированный банками с автокредитами, пошел на убыль, а люди стали экономить не только на автомобилях, но и на продуктах.
Четких прогнозов сейчас не даст никто, да и неблагодарное это дело. В чем можно быть абсолютно уверенным, так это то в том, что пока ввоз «правого руля» не запретят, Сибирь и Дальний Восток вряд ли массово пересядут на новые леворульные авто, особенно отечественного производства. Зато наш выбор, какой авто купить и за какие деньги, хотя бы умозрительно, но расширился. И это уже неплохо.
Александра Андреева
«Вечерний Улан-Удэ – Неделя»