Те далекие счастливые времена, когда ребятня с ключами на шее весь день беззаботно пропадала на улице, похоже, безвозвратно ушли. Оживленное движение, психически нездоровые личности, травмоопасные турники и качели... Современные мамы и папы опасаются многого и не спешат без строгого родительского ока отпускать своих ребятишек на улицу. И тем не менее рано или поздно такая необходимость приходит — стремление детей к свободе одерживает вверх. Как же оценить степень готовности ребенка к «самостоятельному плаванию» и уберечь от опасностей улицы?
Так можно или нет?
Итак, в каком возрасте можно безбоязненно отпускать любимое чадо на покорение дворов и улиц? Ответа на этот вопрос нет. Как подчеркивают специалисты, все очень индивидуально и зависит от характера, темперамента, степени самостоятельности и рассудительности конкретного ребенка. Кого-то и в восемь лет оставить не страшно, ну а кто-то и в двенадцатилетнем возрасте нуждается в постоянном присмотре родителей.
— Есть ребятишки спокойные и рассудительные, которые в силах дать оценку собственным поступкам, наперед спрогнозировать их вероятные последствия, — говорит детский психолог Юлия Ярынич. — Ну а есть дети, что называется, сорвиголова. Очень эмоциональные, гиперактивные, сверхобщительные и любознательные. С такими ребятишками, конечно, сложнее — нужно десять раз подумать, прежде чем оставить их без присмотра взрослых.
Вместе с тем в числе главных показателей готовности юных гулеванов к «самостоятельному плаванию» специалисты называют четкое осознание границ дозволенного. Ребенок должен понимать и принимать постулаты безопасного пребывания на улице.
— На детской площадке гулять можно, а на чердаках, подвалах и стройках нельзя; с друзьями и соседями общаться можно, а с незнакомцами нельзя. Все подобные правила должны быть известны и хорошо понятны, — поясняет детский психолог Юлия Ярынич. — Кроме того, ребенок как минимум должен знать имена родителей, свой домашний адрес и телефон. Впрочем, так или иначе, а большинство экспертов единодушны: если чаду нет еще и 8 лет, то поиск ответа на вопрос, стоит ли отпускать ребенка на улицу, лучше отложить.
С чего начать?
Как научить ребенка правилам безопасного пребывания на улице? Как привить чувство осмотрительности, осторожности? Отвечая на данный вопрос, эксперты подчеркивают: постепенно. Начинать нужно с малого. И чем раньше, тем лучше!
— Другими словами, с малых лет рассказывайте малышу о правилах поведения во дворе, на улице, на проезжей части, — советует психолог Юлия Ярынич. — Например, всякий раз, переходя дорогу, акцентируйте внимание ребенка на светофорах и дорожных знаках, а гуляя во дворе — на крышках канализационных люков, на сломанных качелях, на опасных поворотах, из-за которых внезапно могут вывернуть автомобили. В целом, рассказывая ребятишкам об основах безопасного поведения на улице, важно не напугать, а лишь проинформировать. Предельно объективно, просто и доходчиво. Очень помогают в данном случае истории из детства или, скажем, сказки собственного сочинения. Например, о том, как ребенок гулял во дворе и принялся бегать по гаражам. Как вариант — прыгать с горки, лазить по деревьям, собирать фантики и пустые бутылки... — Отлично подойдут и истории без продолжения. Например, остановите свой рассказ на том, как к главному герою сказки подошел незнакомец и предложил прокатиться на красивой машине. Спросите ребенка, а чтобы он сделал в такой ситуации, как поступил бы.
«А давай проверим...»
Еще один вариант легкого и незатейливого освоения всех вышеназванных премудростей — игра под названием «А давай проверим...». Как вариант — «А давай проверим, как ты перейдешь дорогу» (или — как ты купишь в магазине хлеб, как поднимешься на этаж, как откроешь дверь). С одной стороны, такая игра — это отличная возможность оценить истинный уровень знаний ребенка и, что самое главное, его умение применять теорию на практике; с другой — демонстрация вашего доверия и создание некой иллюзии свободы.
— Основное условие игры — присутствие поблизости мамы или папы, которые со стороны проконтролируют правильное поведение ребенка, а после, оценив результат, проведут инструктаж — исключительно в игровой и мягкой форме, ни в коем случае не ругая за ошибки, — добавляет психолог Юлия Ярынич. — Главное — реально и предельно объективно оценивать риски, исходя, прежде всего, из возрастных характеристик. Ведь понятно, что если малышу нет еще и пяти, то с практической проверкой на знание сигналов светофора и правил дорожного движения лучше не спешить.
Осторожно: дорога!
Между тем, увы, статистика безжалостна: именно дорожно-транспортные происшествия — это самая частая причина гибели детей на российских улицах. И, безусловно, обязанность каждого родителя — научить ребенка первым правилам дорожного движения: как и где следует переходить дорогу, с какой стороны нужно обходить автобус, а с какой трамвай... Благо современный ассортимент детских книг, настольных и компьютерных игр помогает в освоении этих жизненно важных умений и навыков.
При этом, как подчеркивают специалисты, важно не только научить ребенка основным правилам дорожного движения, но и рассказать о скрытых опасностях. Например, о том, что по вине придорожных деревьев, рекламных баннеров или большегрузных машин можно не заметить приближающийся транспорт; о том, что даже припаркованный автомобиль может внезапно тронуться с места, а значит, играть и бегать рядом с машинами категорически нельзя. И помните: лучший метод обучения — это личный пример.
— А значит, прежде всего и сами родители должны быть образцово-показательными пешеходами, — подчеркивает детский психолог Юлия Ярынич. — Ведь глупо ждать от ребенка неукоснительного соблюдения правил безопасности, если вы сами переходите дорогу в неположенном месте или игнорируете красный сигнал светофора.
Безопасный двор
Еще один спектр опасностей — открытые люки, чердаки и подвалы, сломанные качели и турники. Отсюда правило: не надейтесь на безупречную работу коммунальных служб, а лучше сами время от времени контролируйте безопасность дворовых территорий и спортивных конструкций. И не забывайте, что разудалые качели-карусели — это источник не только детской радости, но и зачастую травм. И еще: не требуйте заведомо невыполнимого, а лучше самолично подготовьте ребенка к тем или иным внештатным ситуациям. Ведь мальчишкам, например, абсолютно бесполезно запрещать носиться по двору или лазить по деревьям. А значит, лучшее, что можно сделать, — самолично научить ребенка правильно прыгать и группироваться, отличать ломкие ветки от прочных.
А что если незнакомец?..
Еще одна крайне злободневная тема — вероятное посягательство на жизнь и здоровье детей со стороны всяческих маргиналов, извращенцев, психически нездоровых людей. Увы, последние события оптимизму не способствуют — который месяц полицейские области ищут педофила, уже не единожды нападавшего на ребятишек. Более того, в целях безопасности детей и осведомленности взрослых в Иркутске и в близлежащих городах сейчас активно работают ребята из поисково-спасательного отряда «Волонтер — Иркутск»: беседуют с мамами и папами, раздают во дворах и на детских площадках специальные памятки для родителей.
— Мы работаем в содружестве с ГУВД Иркутской области и рассказываем родителям о правилах безопасного поведения детей на городских улицах, во дворах и подъездах, — говорит лидер волонтерского движения Владимир Харитонов. — И сегодняшняя ситуация — это ни в коем случае не причина для паники. Это лишь еще один повод задуматься о спокойствии и безопасности собственных детей.
Вот несколько основных рекомендаций из памятки родителям:
— Объясните детям, что отнюдь не всех взрослых следует слушаться.
Сделайте все, чтобы ребенок усвоил несколько главных «нельзя»:
* нельзя входить с незнакомым человеком в подъезд, в лифт, в квартиру;
* нельзя садиться в машину к незнакомым людям;
* нельзя поддерживать беседу с посторонними личностями.
— Если незнакомец проявляет излишнюю назойливость, уговаривает или силой пытается посадить в машину, увести в подъезд — нужно громко кричать, убегать, вырываться, всячески привлекать внимание окружающих.
— Нельзя поддаваться на уговоры, даже если незнакомец уверяет, что действует от имени родителей. Объясните ребенку, что такая ситуация исключена, что в случае возникновения непредвиденных обстоятельств вы всегда найдете способ предупредить его об этом.
— Если некто, будь то старшеклассник или взрослый человек, пытается отобрать что-то ценное (сотовый телефон, деньги, плеер) — не стоит сопротивляться. Лучше отдать, а после обязательно рассказать родителям. Внушите ребенку, что ни одна вещь на свете не стоит его здоровья и жизни.
На заметку
Что должен знать каждый ребенок?
— Домашний адрес, телефон и собственное имя
— Основные правила дорожного движения
— Список абсолютных и безоговорочных «нельзя»:
* нельзя выбегать на проезжую часть;
* нельзя гулять далеко от дома и оставаться на улице с наступлением темноты;
* нельзя играть возле безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных домов, сараев, чердаков, подвалов;
* нельзя поддерживать беседу с незнакомцами, садиться с ними в машину или в лифт, входить в подъезд или квартиру.
Дина Выходцева, «СМ Номер один»