19 мая (31 мая по новому стилю) 1891 года недалеко от Владивостока, в районе Куперовская падь, был совершен молебен по случаю закладки железной дороги. В этот же день цесаревич Николай Александрович (будущий император Николай II) принял участие в закладке первого камня железнодорожного вокзала во Владивостоке и серебряной памятной пластины. Эта церемония считается официальным началом строительства Транссиба.
Сегодня Транссибирская магистраль - мощная двухпутная электрифицированная железнодорожная линия протяженностью 9288,2 километра, оборудованная современными средствами информатизации и связи. В качестве тягового подвижного состава здесь используются мощные локомотивы, которые обеспечивают вождение большегрузных поездов, а также скоростные локомотивы для вождения пассажирских и контейнерных поездов. Технические возможности Транссиба позволяют перевозить до 100 миллионов тонн грузов в год.
Дорога в семь часовых поясов соединила страну от Европы до берегов Тихого океана. Магистраль играет огромную роль в социально-экономическом потенциале страны.
В регионах, по которым проходит магистраль, добывается 65% российского угля, осуществляется 20% нефтепереработки и 25% выпуска древесины. На пути Транссиба сосредоточено 80% промышленного потенциала России. Движение по Великому Сибирскому пути не прекращается ни на минуту.
Магистраль, пересекая по суше почти всю Евразию, обеспечивает выход на востоке на сеть железных дорог Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе, через российские порты и пограничные переходы - в европейские страны. Самый большой потенциал перевозок сегодня находится на китайском направлении.
В последние годы происходит интенсивный процесс переноса производства из Западной Европы и Америки в страны Азии, формируется стабильный товаропоток по трансконтинентальному направлению Восток-Запад. Основа этого транспортного потока – Транссиб.
Все это обусловливает приоритет развития транссибирских перевозок, который может стать дополнительным фактором расширения экономического сотрудничества между Россией и ЕС.
Кроме того, в рамках реализации международных проектов, направленных на увеличение объемов евро-азиатских перевозок, развивается активное взаимодействие с зарубежными партнерами в Германии, Финляндии, Австрии, Китае и других странах.
Сегодня проводится большая модернизационная работа, в том числе, принята на реализацию «Программа действий по развитию железнодорожных контейнерных перевозок с использованием Транссибирской магистрали на период до 2015 года».
В рамках этой Программы осуществляется разработка инновационного транспортного продукта «Транссиб за 7 суток», реализация которого позволит преодолевать за указанное время расстояние от дальневосточных морских портов до границ Евросоюза с маршрутной скоростью до 1500 км в сутки.
В Программе запланировано поэтапное достижение целевых характеристик транспортного продукта «Транссиб за 7 суток»:
– на I этапе (2009 г.) за счет проведения организационно-технологических мероприятий достигнута маршрутная скорость 1100 км/сутки (срок доставки – 9 суток);
– на II этапе (2010-2012 гг.) за счет повышения скорости движения контейнерных поездов до 90 км/ч и сокращения времени стоянок будет достигнута целевая маршрутная скорость 1400 км/сутки (срок доставки –7 суток);
– на III этапе (после 2012 г.) за счет повышения скорости движения контейнерных поездов до 100 км/ч и уменьшения продолжительности стоянок будет достигнута маршрутная скорость 1500 км/сутки и выше.
"Байкал24"
по материалам пресс-службы ОАО "РЖД"