Изменения в закон «О выборах депутатов ЗС»: за и против

Все, кто так или иначе связан в Иркутской области с политикой, прекрасно понимают, что ближайшие три года регион ждет бесконечный выборный марафон. В декабре 2011-го пройдут выборы в Госдуму, в 2012-ом – выборы президента, и, наконец, в октябре 2013-го предстоит формировать новый состав Законодательного Собрания. Казалось бы, до выборов в ЗС «утечет еще много воды», но именно перспектива этих выборов уже будоражит политический истеблишмент региона.

Округов много, а мэр один

«Виной» всему – изменения регионального закона «О выборах депутатов Законодательного Собрания Иркутской области». На последней в прошлом году сессии ЗС 15 декабря депутаты от «Единой России», предложили внести изменения в закон. Пока их приняли только в первом чтении. Впервые в истории нынешнего созыва против этих изменений выступили все не «единоросы» – депутаты от КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР. Что же так возмутило оппозицию, и какие выборы ждут нас осенью 2013 года? Об этом в минувшую пятницу вели диалог депутаты ЗС, политологи, аналитики, журналисты и представители общественных организаций. В зале ученого совета БГУЭП на открытом совместном заседании «Центра социально-консервативной политики «Байкал» и клуба политического действия «4 ноября» прошло публичное обсуждение измененного закона.

Для далеких от выборных страстей граждан вроде бы ничего не меняется. Депутатский корпус вернется в свои прежние рамки –45 человек, и выборы по-прежнему будут проходить по смешанной системе – 22 депутата изберут по одномандатным округам, 23 по партийным спискам. Однако изменятся принципы формирования партсписков, как поменяется система прохождения по этим спискам в областное ЗС.

Сейчас список любой партии один на всю Иркутскую область. В зависимости от того, сколько голосов партия получила на выборах, столько и депутатов от нее вошли в ЗС. Например, в результате осенних выборов 2008 года партсписок «единороссов» составил 16 человек, от коммунистов избрались трое, по двое от ЛДПР и «справороссов».

Теперь предложено оставить в областной части партсписка не более пяти человек, а остальную часть формировать по принципу региональных групп. Каждая региональная группа будет соответствовать одномандатному округу, и в такую группу должно входить не менее трех кандидатов. В зависимости от того, сколько голосов набрала на своем участке региональная группа, таковы и шансы прохождения в ЗС кандидатов из этого списка.

У каждого из оппонентов фракции ЕР были свои аргументы. Владимир Матиенко (СР) уверен, «что это еще один пример, как партия власти хочет остаться у власти». Евгений Рульков (КПРФ) убежден, что такая система запутает избирателей, «они придут на участок, посмотрят непонятные списки кандидатов, развернутся и уйдут». Владимир Киреев (ЛДПР) сообщил, «что этот вариант не может нас устраивать, нужна более простая и доходчивая система выборов». Под более простой и доходчивой системой все не«единороссы» предложили выборы по партийным спискам. Причем в понимании коммунистов по этому принципу должно быть избрано все Законодательное Собрание.

Надо признать, что на публичное обсуждение закона из всей оппозиции пришел только Владимир Матиенко. По его словам, честные выборы сегодня могут гарантировать только выборы по партийным спискам. Именно по этому принципу формируется Государственная дума. Если же выборы будут проходить по-новому, то, по мнению депутата, «все региональные списки в округах возглавят ныне действующие мэры городов и районов».

Этот аргумент несостоятелен, считает заместитель председателя комиссии по регламенту и депутатской этике Антон Романов.

– К примеру, в Иркутске пять избирательных округов, а мэр один. Если говорить о 21-м округе, то там семь мэров и один депутат. Поэтому очень трудно согласиться с таким тезисом.

– Мэры сейчас находятся в очень непростой ситуации. В рамках бюджетной оптимизации они принимают не всегда популярные решения, так что вряд ли можно с уверенностью сказать, что за ними пойдут и проголосуют, – заметила спикер ЗС Людмила Берлина.

Гиря дошла до пола

Антон Романов уверен, что этот закон принимается в пользу избирателей.

– Для «Единой России» это вынужденное решение. На самом деле избиратели руководствуются при выборе кандидата принципом «паровозов» и «вагонов». На «паровоз» цепляют весь список. КПРФ цепляет на Зюганова, ЛДПР на Жириновского, ЕР на премьера, и пусть они вывезут. Но у этой ситуации есть обратная сторона – гиря дошла до пола. «Боливар» не может вынести все списки, а поражение регионального списка – это снижение рейтинга лидера. Сегодня «паровозы» заинтересованы в том, чтобы региональные кандидаты побеждали не за счет их рейтинга, а в том, чтобы за счет победы региональных кандидатов прирастал их собственный авторитет.

Некоторые партии просто боятся потерять возможность покупать места в партийном списке, уверен депутат. «Если не будет партийного списка, не будет партийного бизнеса. Кто от этого выиграет? Избиратели».

– Меня тоже очень удивило, что оппозиция против этого закона, – выступая на обсуждении, заметил председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Юрий Фалейчик. – Оппозиционные партии могут иметь от применения такого закона колоссальный выигрыш, особенно на таких плацдармах, как Иркутск, Усть-Илимск, Усолье, Братск. Это же половина избирателей Иркутской области, где они уже занимают какие-то существенные позиции. Но смогут ли эти партии при наличии 23 региональных групп сыграть всерьез и надолго. Ведь ни у одной из них нет региональных отделений, нет кадрового состава, который они могли бы равномерно распределить по территории области и воспользоваться тем самым эффектом, который предоставляет им собственными руками «Единая Россия».

– Все современное федеральное законодательство выстроено на мотивацию становления очень зрелых партий, – убеждена Людмила Берлина. – Сколько их будет в итоге, жизнь покажет, но эти партии должны реально представлять людей и реально знать их нужды. Это посыл большой политики. У нас люди имеют очень четкое понимание своих потребностей, но нет политического инструмента, с помощью которого удалось бы переносить этот посыл на все уровни власти. Благодаря региональным группам, хотим мы этого или не хотим, получим срез, где местная партийная организация более сильна – в Жигаловском районе или в Ленинском районе города Иркутска. Если политическая партия реально претендует на власть, а у всех партий главная цель – завоевание и удержание власти, она обязана своими конкретными делами доказывать людям, что она лучшая.

Советник губернатора по политическим вопросам Олег Смолкин уверен, что от этого закона, прежде всего, выигрывают малые города и территории, а также он дает возможность даже самой небольшой партии наращивать кадровый потенциал.

– Чем больше людей будет выбираться по списку региональной группы, тем лучше. Они получают возможность приобрести опыт, стать помощниками действующих депутатов, занимать какие-то должности на местном уровне, пройдя этап выборной гонки.

– Я уверена, что для выборов в Законодательное Собрание второго созыва создание региональных групп не выгодно ни одной партии, – сказала заместитель председателя фракции «ЕР» в ЗС Наталья Деньгина. – «Единой России», потому что мы можем потерять количество депутатских мандатов, другим партиям, потому что им нужно искать 67 человек, чтобы наполнить списки. Но подумайте в целом. Сегодня мы не приближены к народу. А региональные группы заставляют нас идти на это сближение. Если этого не произойдет, к третьему созыву ни у одной нынешней партии не останется шансов войти в Законодательное Собрание.

Кстати, у депутатов нынешнего созыва была возможность избираться по партийным спискам, составленным на основе региональных групп. В прошлом созыве такую поправку в закон «О выборах в ЗС» будучи вице-спикером, инициировала Людмила Берлина. Тогда для одобрения этой поправки не хватило лишь одного депутатского голоса.

Автор: Ольга Андреева

Фотограф: Лариса Федорова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ