Людмила Берлина: поддерживаю политику Владимира Путина, в основе которой защита интересов России

Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в силу своего статуса и роли, которую сыграл и продолжает играть в современной истории России остается в эпицентре общественного внимания. В ходе идущей публичной дискуссии люди формулируют собственные взгляды и оценки на ситуацию в стране и на тот курс, который был взят в 2000 году – после избрания Владимира Путина на пост Президента России. Сегодня собственную позицию озвучивает Председатель Законодательного Собрания области Людмила Михайловна Берлина.

-- Людмила Михайловна, в последнее время в отношении политики Владимира Путина звучит немало дискуссионных оценок. Каково Ваше отношение к ней?

-- Когда-то давно я определилась в своих политических взглядах – разделив взятый Владимиром Владимировичем Путиным курс. Ни разу об этом не пожалела. Всегда была и остаюсь сторонником сильного, стабильного государства, продуманной, прагматичной политики, во главе которой стоят интересы людей, интересы России. Именно эти ценности лежат, на мой взгляд, в основе политики Владимира Путина.

Владимир Путин прежде всего государственник и по этому критерию он полностью совпадает с моими личными приоритетами и принципами работы.

-- Что означает термин «государственник»?

-- На мой взгляд, это означает, прежде всего, понимание грани, за которой либерализация экономики и «правил игры» в России начинает негативно сказываться на жизни большинства граждан и экономической безопасности страны. Владимир Путин эту грань, безусловно, очень хорошо чувствует.

Да, он выступает гарантом неприкосновенности частной собственности и рыночной экономики, но, одновременно – ратует за присутствие государства во всех системообразующих отраслях, прежде всего – в военно-промышленном комплексе и нефтегазовой сфере.

Я считаю, что именно создание госкорпораций, крупнейших кампаний с государственным участием, таких, как «Газпром», «Росатом», «Российские железные дороги», «Рособоронэкспорт», и многих других – помогло в свое время уберечь от увода за рубеж самые наукоемких и конкурентоспособных активы. Были спасены и оставлены под государственным контролем предприятия, которые сегодня, фактически наполняют доходами федеральный бюджет. Это несомненная заслуга Владимира Путина.

Сегодня премьер-министр ставит задачу повышения экономической эффективности госкорпораций. Но, тем не менее, сама идея их создания это несомненный вклад в дело сохранения отечественной промышленности.

-- Владимир Путин довольно критически высказывается в отношении приватизации 90-х годов. С чем это, на Ваш взгляд, связано?

Считаю, это честная и объективная точка зрения. Чтобы быть точной – процитирую самого Владимира Путина, это его прямая речь во время декабрьской телевизионной «прямой линии»: «…В свое время - я прекрасно это понимаю и разделяю такой подход - многим нашим сегодняшним олигархам достались многомиллиардные состояния в результате несправедливой и нечестной приватизации. Это абсолютно точно, это факт. Они сами теперь это признают». Далее Владимир Владимирович подчеркивает, что если начать сейчас отъем этой собственности - это может привести к худшим последствиям, чем сама эта нечестная приватизация: может нарушить деятельность крупных предприятий, лишить людей заработной платы, рабочих мест и т.д. Это очень сложный процесс. Задача стоит иная – вновь цитирую: «… нужно «ставить в стойло» этих людей, заставить их работать по закону и платить налоги и от поступления этих налогов решать социальные задачи». Наверное, трудно не согласиться с таким подходом… в том числе и применительно к нашей Иркутской области.

Иными словами, Владимир Путин подчеркивает, что есть только один путь – непреклонное государственное принуждение к соблюдению законов всеми собственниками, принуждения к уплате налогов на территории страны, ликвидации корпоративной коррупции и оффшорных схем, «равноудаленности» крупного бизнеса от власти.

Другое вопрос - всех ли собственников такая политика устраивала и устраивает сегодня? Вряд ли. Думаю, многим гораздо приятнее «мутить воду» и ловить в ней рыбу, попутно пытаясь снова отформатировать российское политическое пространство и законодательство «под себя». Именно поэтому, я считаю, у Владимира Путина немало недоброжелателей и врагов.

-- Мы видим, что оппоненты Владимира Путина присутствуют не только внутри страны?

-- Сильная Россия не нужна никому кроме нас самих. Путин для Запада олицетворяет сильную Россию – что сильно их раздражает. Особенно это стало очевидно после знаменитой «мюнхенской речи» Владимира Путина, произнесенной на конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года и обвинившей отдельных представителей мирового сообщества в применении двойных стандартов, откровенной антироссийской политике и стремлении построить однополярный мир.

Слова Путина прямо касались США, цитирую: «…Вся система права одного государства, прежде всего, конечно, Соединенных Штатов, перешагнула свои национальные границы во всех сферах: и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере навязывается другим государствам». Не случайно после этого американские делегаты на конференции сошлись во мнении, что в речи Путина имели место «самые агрессивные выражения, которые кто-либо из российских лидеров делал со времен холодной войны». Могу констатировать: сегодня мало что поменялось в отношении к нашей стране, мы ощущаем международное давление и должны быть готовы адекватно реагировать на все внешние угрозы. Например – на планомерное развертывание систем ПРО в Европе.

В этом контексте снова хочу подчеркнуть: для меня Владимир Путин – гарант адекватной и самодостаточной внешней политики России. Гарант повышения международного авторитета нашей страны.

-- Приверженность сильной внешней политики это, очевидно, серьезный козырь Владимира Путина?

-- Безусловно. И многие из необходимых шагов еще впереди, они находятся в стадии планов реализации. Один из них – начало реинтеграции постсоветского пространства, это одна из ключевых задач, которые ставит перед собой Владимир Путин. При этом мы знаем, что идея объединения находит большой отклик, особенно у старшего поколения россиян.

Многим сложно забыть разочарование, наступившее после развала СССР в начале 90-х годов. Тогда надежды миллионов жителей Советского Союза на лучшее были разбиты в прах. Наверное, и здесь трудно не согласиться с тезисом Владимира Путина: «… еще до конца не осмыслена национальная катастрофа русского народа при распаде СССР, которая является причиной очень многих сегодняшних трудностей в нашем государстве - он разделен и не по своей воле в одночасье оказался под чужими государственными флагами».

Сегодня Владимир Путин один из главных идеологов объединения государств на пространстве бывшего Советского Союза, прежде всего – на экономических основаниях. Сделаны реальные шаги, это и Таможенный союз, и создание единого экономического пространства, с дальнейшим выходом на то, чтобы передать часть функций в наднациональные органы. Процесс небыстрый, он требует множества переговоров и согласований. Но он идет, поступательно и неуклонно.

-- Но для того чтобы быть лидером объединительных процессов экономика России должна весьма динамично развиваться?

-- И это происходит. По сравнению с 90-ми годами, что мы видим сейчас? Стабильную работу градообразующих предприятий, рост объемов производства, модернизацию предприятий, строительство новых дорог.

На деле идет развитие высокотехнологичных производств. Ярчайший пример – наш Иркутский авиационный завод. Это факты и их невозможно отрицать.

Мы, к огромному счастью, забыли, что такое бартерные схемы, что такое остановка производства и многомесячные задержки по заработной плате тысячам сотрудников. Сегодня ведь и проблемы совершенно иные: речь идет о нехватке высококвалифицированных инженеров, рабочих. Стоят задачи повышения безопасности труда, создание механизмов большей социальной защищенности трудящихся. Но эти проблемы говорят о том, что происходит процесс развития, растет конкуренция на рынке труда, естественным образом повышаются требования к персоналу и производственному процессу.

Коснемся сельского хозяйства. По оценке Правительства страны сегодня Россия - третья в мире по объемам продажи на экспорт. Такого никогда раньше не было. Это, конечно, стало возможно не в последнюю очередь благодаря поддержке государства…

Могу сказать, что позиция федерального центра в отношении необходимости помогать сельхозтоваропроизводителям находит прямое продолжение и в Иркутской области: только на будущий год сумма средств областного бюджета, запланированных на развитие сельского хозяйства, превышает два миллиарда рублей...

Вновь приведу пример родной и близкой для нас Иркутской области. В 90-е годы разве мы могли похвастать ежегодным вводом в эксплуатацию новых школ, больниц, детских садов, домов культуры, новых путепроводов? Сейчас мы активно развиваем социальную сферу, инфраструктуру.

В последние годы за счет формирования фонда жилищно-коммунального хозяйства в эту сферу были направлены значительные федеральные ресурсы. Вновь капитально ремонтируются жилые дома...

Да, стоит задача увеличения темпов строительства. Сегодня мы, условно, строим в двух районах – а еще пять стоят в очередь, чтобы построили у них. Но эта задача будет решена – по мере роста валового регионального продукта и доходов областного бюджета.

-- Но, тем не менее, проблем для реального сектора экономики остается по-прежнему очень и очень много…

-- Те или иные проблемы будут всегда, мы живем в очень сложном мире, где не бывает простых и однобоких решений. Вопрос здесь – в том, что на проблемы можно реагировать и пытаться их исправить, а можно – не замечать.

Мне импонирует, что Владимир Путин подчеркнуто оперативно реагирует на все острые вопросы, которые неизбежно возникают в стране. Это отличительная черта его стиля работы. Примеров множество, это и недавние оперативные поручения, которые касались урегулирования ситуации с бесконтрольным ростом энерготарифов и тарифов на услуги ЖКХ, и весьма своевременные антикризисные меры Правительства России, которые позволили в 2008 году минимизировать для экономики негативное влияние глобального кризиса и многое другое…

Безусловно, центр внимания государства в плане поддержки экономического развития может и должен смещаться в сторону поддержки муниципалитетов. Прежде всего – за счет совершенствования межбюджетных отношений и передачи на местный уровень соответствующих финансовых ресурсов.

Убеждена, что реформа местного самоуправления – одна из самых продуктивных и значимых реформ, начатых после 2000 года. И хотя всю свою глубину и положительный потенциал она еще не проявила - тем не менее, мы уже видим те глубинные изменения, которые происходят в психологии муниципального сообщества в отношении рационального распоряжения местными ресурсами, определения приоритетов местного значения. Люди сами управляют жизнью в селах, поселках и деревнях, избирая местную власть и делегируя ей соответствующие права. Именно этот механизм со временем ляжет в основу повышения благосостояния муниципалитетов, станет определяющим для формирования ответственных за себя и свою будущее граждан, для которых Россия начинается с их двора, их улицы, родного поселка или города. Я в это искренне верю.

Александра Белкина



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ