Социальная политика: союз тех, кто умеет зарабатывать деньги и тех, кто знает, куда их потратить

Сегодня в Иркутске прошел круглый стол «Бизнес, общество и власть: социальное партнерство». В нем приняли участие представители крупных компаний, работающих на территории Иркутской области, общественных организаций и властных структур. Основной темой обсуждения стали механизмы реализации социальной политики на территории региона и вопросы взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Любой бизнес оказывает влияние на территорию своего присутствия. Как сделать это влияние максимально полезным для жителей региона – этим вопросом задаются представители крупного бизнеса, представленного в Приангарье.

Как отметил директор Иркутского регионального отделения ОАО «Мегафон» Александр Сгребный, сегодня в России сложилась ситуация, в которой бизнес частично берет на себя государственную роль, помогая в тех направлениях, на которые у власти по тем или иным причинам не хватает средств. У крупных игроков рынка существует понятие ценности бренда, собственная внутренняя культура, в соответствии с которыми реализуется социальная политика компании.

Так, представитель «Иркутской нефтяной компании» Юлия Писарева рассказала, как началась социально-благотворительная деятельность компании. «Среди первых активов Иркутской нефтяной компании было Марковское месторождение, на территории которого находится поселок Верхнее Марково. Когда-то там была геологоразведочная экспедиция, но после определенных событий поселок и живущие в нем люди стали никому не нужны. Тогда компания фактически взяла на себя функции государства: строила дороги, содержала дом ветеранов, помогала детям. По сути, это те функции, которые бизнес не должен выполнять, однако здесь встает вопрос человечности. И для ИНК самое важное - это человечное отношение к людям».

Участники круглого стола отметили, что присутствие крупных сырьевых компаний благотворно сказывается на развитие территории. По мнению начальника службы по связям с общественностью и СМИ «Газпром добыча Иркутск» Сергея Марфицина, добыча сырья на определенной территории влечет за собой строительство новых объектов и развитие инфраструктуры, а значит, и создание новых рабочих мест и улучшение социальной сферы.

«Газпром добыча Иркутск, как компания, которая основную производственную деятельность ведет на территориях муниципальных образований, старается большую часть проектов реализовывать именно там, - рассказал Сергей Марфицин. – Так, в Жигаловском и Казачинско-Ленском районах в течение года реализовывается ряд проектов в соответствии с планом, который мы разработали совместно с районными администрациями».

В частности, компания старается, чтобы жители территорий, отдаленных от областного центра, не чувствовали себя оторванными от культурной жизни региона. Обязательна и поддержка общеобразовательных учреждений. Так, в прошлом году на средства «Газпрома» была отремонтирована школа в одном из поселков Жигаловского района, уничтоженная пожаром.

Аналогичных принципов работы придерживается и представительство ТНК-ВР в Иркутской области. Однако, как пояснила ее представитель Анастасия Егорова, в регионах присутствия нефтедобывающая компания старается работать с органами региональной и муниципальной власти напрямую. «На наш взгляд, именно государственным органам виднее, где нужна помощь и поддержка, поэтому в реализации социальной политики мы ориентируемся больше на властные структуры, чем на общественные организации, - заявила Анастасия Егорова. – К нам обращаются и в частном порядке, и часть просьб мы рассматриваем и включаем в план мероприятий, но в основном ТНК-ВР реализовывает социальные проекты в рамках соглашения с правительством Иркутской области и соглашений с муниципалитетами, в которых ведется добыча».

Представитель компании «Мегафон» пояснил, что помощь властей зачастую необходимое условие для реализации тех или иных проектов социальной направленности. Так, федеральный проект мобильной компании «Зеленый субботник», который ежегодно проходит в регионах России, организовывается при помощи местных властей. «Без администрации здесь невозможно обойтись. Именно городские власти помогают определить места, в которых наиболее востребовано провести субботник. Мы же, в свою очередь, пользуясь своим ресурсом – абонентской базой – стараемся привлечь как можно больше молодежи для участия. Таким образом, компания выступает неким стержнем, объединяющим людей для участия в социальных и благотворительных проектах».

Как отметили участники круглого стола, местные власти охотно идут на сотрудничество с бизнес-структурами и предлагают свои механизмы реализации социальных проектов. Так, по словам начальника управления по связям с общественностью и СМИ администрации Иркутска Светланы Мавлюкеевой, важная задача местных властей – создать условия для бизнес-структур и общественных организаций, которые помогут реализовывать социальные проекты на местах. Яркий пример - ярмарка общественных инициатив, которая проходит в Иркутске уже в третий раз. Администрация города организовывает площадку, на которой общественные организации выставляют свои проекты, нуждающиеся в финансировании представителям бизнеса, готовым вложить средства в эти проекты. В 2010 году по итогам ярмарки было реализовано 17 социальных проектов на общую сумму около 4,5 млн рублей. В прошлом году – 12 проектов на 2 млн рублей.

«На ярмарке не все проекты находят финансовую поддержку, поэтому мэрия создала еще одну площадку для развития социальных инициатив. В Иркутске начал работу сайт для городской общественности, где есть рубрика «Банк общественных инициатив». Любой предприниматель может зайти сюда и выбрать проект, который он готов профинансировать», - рассказала Светлана Мавлюкеева.

Социальная политика крупных компаний на заканчивается работой с муниципалитетами. Так, ТНК-ВР регулярно финансирует проведение фестиваля одаренных детей «Байкальская звезда» и помогает с приобретением медицинского оборудования для Ивано-Матренинской детской больницы. «Газпром» в рамках соглашения, заключенного с правительством Иркутской области в 2010 году, завершает строительство водно-спортивного комплекса в иркутском микрорайоне Солнечный. Кроме того, все компании, представленные на круглом столе, регулярно финансируют социальные программы регионального отделения «Российского детского фонда». Как пояснила председатель общественной организации Светлана Кулинич, именно некоммерческие организации становятся связующим звеном между бизнесом, желающим вложить средства с социальную политику региона, и конечным получателем. По ее словам, только несколько лет назад произошел переломный момент, когда крупные организации пришли к пониманию необходимости работы с некоммерческими структурами. «Бизнес располагает средствами, однако не имеет профессионализма в этой сфере, не знает, кому и какая помощь действительно нужна, - пояснила Светлана Кулинич. – Поэтому сейчас крупные компании выбирают организации, с которыми готовы строить отношения. Если организация может детально показать социально важные проблемы региона, и доказать, что у нее есть четко выстроенные механизмы их решения, бизнес всегда протянет руку помощи».

Как отметили участники круглого стола, бизнес умеет зарабатывать деньги, а общественные организации знают, как их использовать. Именно поэтому крупные компании ищут надежных партнеров в лице некоммерческих структур. Любая компания, даже в социальной сфере хочет эффективно вкладывать средства. Поэтому бизнес-структуры готовы финансировать четкие, детально проработанные проекты, социальная значимость которых для жителей региона очевидна, а также сотрудничать с зарекомендовавшими себя некоммерческими организациями, которые гарантированно смогут использовать средства эффективно.

Помочь НКО с финансированием готово и государство. Как рассказала начальник управления губернатора и правительства Иркутской области по связям с общественностью Елена Терпугова, единственным условием предоставления такой поддержки является умение организации самостоятельно искать денежные средства. С 2011 года в бюджет Российской Федерации закладываются средства для поддержки некоммерческих организаций. Однако при проведении региональными властями конкурса на предоставление субсидий для НКО, одним из пунктов проектной заявки организация должна указать, какое количество средств благотворителей она сможет привлечь. По словам Елены Терпуговой, есть регионы, в которых к конкурсу на получение субсидий вообще не допускаются организации, рассчитывающие только на государственную поддержку.

Сегодня в Иркутской области максимальная сумма государственной субсидии, на которую может рассчитывать общественная организация, составляет 500 тыс рублей. Эта сумма, по мнению представителей региональной власти, должна окупить только часть того или иного социального проекта, послужить стимулом для того, чтобы организация смогла самостоятельно привлекать средства спонсоров и благотворителей.

Подытоживая сказанное за круглым столом, модератор дискуссии, главный редактор ИА "Байкал24" Сергей Бредихин процитировал президента России Владимира Путина, который сказал, что «без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни благополучного гражданского общества. Здесь нужен диалог на равных». По мнению Сергея Бредихина, прошедший круглый стол показал, что в Приангарье этот диалог развивается неплохими темпами, в том числе потому, что в регион пришли компании, готовые работать с гражданским обществом и властью.

«Байкал24»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ