Почему убийцам на дорогах в Иркутске выносят мягкие приговоры?

С 2009 по 2012 год в Иркутске и области произошло большое количество аварий с тяжелыми последствиями. Водители сбивали людей на пешеходных переходах, тротуарах, превышали скорость, зачастую находясь за рулем в нетрезвом состоянии. Как результат — множество искалеченных судеб. «Пятница» узнала судебные приговоры по самым громким ДТП. Сбил, заплатил и свободен — такая циничная формула выводится из анализа судебных приговоров по резонансным ДТП по России в целом и по Иркутской области в частности. Приговоры водителям, под колесами которых погибли или покалечились люди, выносятся не просто мягкие, они повергают в шок, раскручивая и дальше пружину безнаказанности. «Отсрочка исполнения приговора», «примирение сторон», «штраф», «виновные принесли извинения» — такие формулировки уже никого не удивляют. Общественность возмущается, депутаты произносят гневные речи, требуя ужесточить законодательство в отношении водителей-убийц, но ничего не меняется. Почти каждый день новостные ленты поставляют жуткие подробности очередных ДТП со смертельным исходом. И мы заранее знаем, что виновник отделается либо штрафом, либо условным наказанием, либо дело вообще не дойдет до суда. О том, почему так происходит, читайте в материале «Пятницы».

Двести тысяч вместо двух миллионов



Второго декабря 2009 года «Тойота-Королла», за рулем которой находилась дочь тогда еще председателя областного избиркома Анна Шавенкова, на большой скорости вылетела на тротуар улицы Ленина в Иркутске и сбила двух сестер — 34-летнюю Елену и 27-летнюю Юлию Пятковых. Через сутки Елена скончалась, не приходя в сознание, Юлия получила серьезные травмы. 17 августа 2010 года Кировский районный суд приговорил Анну Шавенкову к трем годам колонии-поселения с отсрочкой до достижения ее новорожденным сыном 14 лет.

Этот приговор вызвал волну негодования по всей стране. В результате 14 октября 2010 года Иркутский областной суд отменил решение. Во время второго процесса Шавенкова снова оказалась беременной. 11 марта 2011 года Кировский районный суд Иркутска вынес новый приговор, который оказался еще лояльней первого, — два года шесть месяцев колонии-поселения с отсрочкой в 13 лет. Суд решил, что наличие у подсудимой малолетнего ребенка и ее вторая беременность являются смягчающими обстоятельствами. У Шавенковой не было судимостей, и она пыталась загладить свою вину: спустя год после аварии перевела на счет потерпевших 300 тысяч рублей.

В августе этого года брат Пятковых Дмитрий подал в суд иск о взыскании с Шавенковой морального вреда — двух миллионов рублей. 27 сентября Октябрьский суд Иркутска принял решение взыскать с Анны Шавенковой 200 тысяч. Пострадавшая сторона не согласилась с этим решением и 15 октября подала апелляцию в Иркутский областной суд.

Крупные штрафы

27 ноября 2009 года Максим Россов врезался в остановку в Иркутске II. Трое пострадавших оказались в больнице с травмами различной степени тяжести, а 21-летняя студентка педуниверситета Ирина Широколобова погибла. В этот день Россов отмечал с коллегами повышение профессионального разряда. Поздно вечером, когда пивной бар закрылся, он сел в машину к другу, по его словам, чтобы погреться. Позже машина врезалась в остановку «Кафе» и сбила шесть человек. Пьяный водитель пытался убежать, но разъяренные иркутяне начали избивать его. От самосуда Россова спас экипаж ГИБДД.

15 октября 2010 года Ленинский районный суд приговорил Максима Россова к четырем годам шести месяцам колонии-поселения с лишением права управления транспортным средством до трех лет. И взыскал с виновника в пользу родственников протерпевших крупные штрафы: Широколобовой — 349 тысяч 707 рублей, Широколобова Владимира Иннокентьевича — 300 тысяч, Широколобовой Натальи — 300 тысяч, Решетниковой Татьяны — 209 тысяч 959 рублей.

Помирились

9 октября 2010 года на улице Ворошилова в Ангарске 9-летний Ярослав Окишор и 8-летний Данил Чербаев переходили дорогу по пешеходному переходу. Школьников пропускал маршрутный автобус. Внезапно из-за него на большой скорости вывернул серебристый «Опель-Астра». Оба мальчика серьезно пострадали. Виновницей аварии оказалась 20-летняя Маргарита Жилкина, дочь известного в Ангарске бизнесмена. В отношении нее было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 264 УК РФ «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Экспертиза выяснила, что Маргарита была трезвой.

Приговор по этому делу так и не вынесли. Как пояснили в Ангарском городском суде, дело прекращено по примирению сторон. Известно, что Жилкина принесла извинения родителям мальчиков и оказывала им существенную помощь во время лечения.

«Суровый» приговор

11 апреля этого года 19-летний иркутянин Сергей Серебряков катался с друзьями на автомобиле ВАЗ-2107. Проезжая по дворам в районе школы № 2 на бульваре Рябикова, парень не справился с управлением и выехал на тротуар, по которому шел 13-летний подросток. Школьник получил тяжелые травмы — сотрясение головного мозга, закрытую черепно-мозговую травму и многочисленные ушибы. Сергей же решил скрыться, но вновь не справился с управлением и наехал еще на одного прохожего. 25-летний мужчина скончался на месте.

Бросив автомобиль, горе-водитель, у которого даже водительского удостоверения не было, кинулся в бега. Владельцем «Жигулей» оказался его дед, проживающий в Листвянке. Нашли Сергея только под утро в квартире его матери. Анализ показал наличие алкоголя в крови лихача.

Приговор Серебрякову был вынесен 7 сентября этого года — 2,5 года колонии-поселения с лишением управления транспортным средством сроком на два года.

Добиваются справедливости

19 октября 2011 года на перекрестке улиц Подгорной и Байкальской в Иркутске пассажирский автобус № 7 сбил 27-летнюю Анну Тренину, переходившую дорогу. С тяжелыми переломами девушка была госпитализирована в городскую клиническую больницу № 3. Через 12 суток она умерла, не приходя в сознание. Судебные заседания по этому делу продолжаются, руководство маршрута пытается отстоять виновника ДТП.

— Ему наняли второго адвоката, — рассказал «Пятнице» отец погибшей Анны Трениной Валерий, — экспертиза показала, что тормозная система автобуса была неисправна. Руководство маршрута пытается приводить свои доводы, чтобы водитель избежал наказания. Но мы не собираемся сдаваться, продолжаем добиваться справедливости.

Не нашли виновника

17 сентября 2010 года на улице Главной Кировской на остановке «Детдом» в Ленинском районе Иркутска автомобиль Nissan Cubе белого цвета насмерть сбил 10-летнюю школьницу Катю Луганскую. Водитель скрылся с места происшествия. Авария произошла на глазах у молодого человека. К сожалению, марку машины и ее номер свидетель назвать не смог, но описал ее и даже нарисовал. — Дело было приостановлено по ст. 208 УПК РФ за отсутствием обвиняемого, — сообщила «Пятнице» пресс-секретарь Ленинского районного суда Иркутска Галина Сумкина. — Проведенные в ходе разбирательства экспертизы не дали результатов.

Дело прекращено

5 декабря 2009 года водитель автомобиля «Тойота-Марк II» на улице Коминтерна в Ангарске сбил на обочине дороги пять человек. Одна из жертв — 35-летняя женщина скончалась на месте. Другие пострадавшие с различными травмами были госпитализированы в городскую больницу.

Приговор по этому делу неизвестен. В Ангарском городском суде не смогли найти дело и предположили, что, возможно, оно было прекращено.

Еще две жертвы

На прошлой неделе в Иркутске сбили еще двух пешеходов, переходивших проезжую часть, как и положено, по зебре

В четверг, 18 октября, около 22 часов водитель автомобиля «Тойота-Чайзер», двигаясь по улице Сергеева в сторону микрорайона Первомайского, на пешеходном переходе у торгово-развлекательного центра «Джем Молл» сбил 19-летнего студента физико-технического института ИрГТУ Никиту Туруту. От сильного удара парня отбросило на стоявший рядом троллейбус. Врачи скорой помощи зафиксировали у студента серьезную черепно-мозговой травму и доставили его в больницу. На следующий день Никита скончался в отделении реанимации, не приходя в сознание.

— Чтобы найти и задержать виновника ДТП, сотрудникам полиции потребовалось меньше часа, — сообщили в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области. — Из-за столкновения табличка госномера иномарки отлетела и осталась лежать на проезжей части. По ней инспекторы ГИБДД быстро установили владельца машины, который по их просьбе приехал на такси к «Джем Моллу».

24-летний водитель заявил, что понятия не имеет, где в данный момент может находиться его машина. Говорил, что воспользоваться иномаркой могли его знакомые, которым накануне он передал ключи. Сотрудники ДПС за несколько минут проверили правдивость его слов. Таксист, доставивший владельца «Чайзера», указал адрес дома, откуда он забрал клиента. Во дворе этого дома и была обнаружена иномарка без переднего номерного знака. Подозреваемый признал вину.

— Установлено, что на момент задержания водитель находился в состоянии алкогольного опьянения, что подтверждается результатами медицинского освидетельствования, — сообщают в пресс-службе ГУ МВД России по Иркутской области. — В настоящее время ведется следствие. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. На следующий день около шести часов вечера произошла авария на улице Лермонтова. Трое 10-летних школьников переходили дорогу по зебре. Когда один из них немного опередил своих приятелей, водитель «Тойоты-Короны», выехавший на пешеходный переход, правым боком автомобиля ударил мальчика. Ребенок упал на проезжую часть. Врачи скорой помощи доставили школьника с ушибами и переломом ноги в Ивано-Матренинскую детскую больницу. Состояние 10-летнего пациента врачи оценивают как удовлетворительное.

— Установлено, что 27-летний владелец иномарки двигался во втором ряду общего потока транспорта и не заметил идущих школьников — обзор ему закрывал другой автомобиль, — сообщила сотрудник пресс-службы УМВД России по Иркутску Раиса Силина. — По предварительным данным, водитель был трезв. Стаж вождения — шесть лет. В течение года нарушений правил дорожного движения с его стороны не зарегистрировано.

Сотрудникам дорожной полиции предстоит установить все обстоятельства происшествия. Правовое решение вынесут по результатам проверки.

Пренебрегают правилами

Начальник УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин: — Если говорить о причинах ДТП, то на первом месте стоит сознательное пренебрежительное отношение к правилам дорожного движения. Водители игнорируют сигналы светофора, выезжают на полосу встречного движения, не соблюдают правила проезда перекрестка. Водители не осознают ни гражданской, ни моральной ответственности за свои поступки.

Только цифры

Полицейские отмечают, что с начала этого года в области произошло 325 ДТП с участием несовершеннолетних. 19 детей погибли, 338 получили различные ранения.

Чувствуют безнаказанность

Старший инспектор по особым поручениям УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Алексей Тарбеев:

— У водителей есть ощущение безнаказанности, на которое очень влияет сокращение числа сотрудников ГИБДД. Если раньше в Иркутске с учетом отделений и отдела ГИБДД города было 76 человек, то сейчас, после реформы, осталось 39 человек личного состава. Если до реформирования личный состав батальонов включал в себя 411 человек, то на сегодняшний день — 305. Помочь наказать нарушителей правил дорожного движения могут и граждане. Если вы стали свидетелем нарушения ПДД, вы можете обратиться в органы ГИБДД, предоставить фото- или видеодоказательства, написать заявление. И если достоверность материалов будет доказана, мы найдем владельца автомобиля и предъявим ему обвинение.

Виновата судебная система?

С вопросом «Почему виновникам ДТП выносят мягкие приговоры?» мы обратились к известному иркутскому юристу Виктору Григорову.

— Проблема в порочности нашей судебной системы. Судьи могут выносить абсолютно противоположные решения, и при этом все будет правильно с точки зрения закона. Именно с этим связана практика, когда судья, например, в Красноярске выносит одно решение, а судья в Иркутске — прямо противоположное. Хотя тот же самый закон, те же самые правоотношения, то же самое правовое поле, только фамилии участников разные и разные регионы.

Возьмем компенсацию морального вреда: за гибель человека, если водитель не виноват, когда пешеход сам выскочил на дорогу в неположенном месте и попал под колеса, взыскивают 350 тысяч рублей. А по делу Шавенковой, которая сбила людей на тротуаре, и вина ее доказана, суд взыскивает 200 тысяч. Все зависит от ответственности судьи, его честности.

Проблема в том, что в законодательстве нет прописанной четкости, получается, что закон у нас можно трактовать по-разному. Например, почему Шавенковой дали 14 лет отсрочки, хотя она одного человека убила, второго покалечила, а «Пусси Райт», которые оскорбили чувства верующих, не дали отсрочку, хотя и у них тоже есть малолетние дети? Потому что в законодательстве прописано, что суд имеет право применить отсрочку. Получается, по делу Шавенковой суд ее применил, а по делу «Пусси Райт» — нет. С точки зрения закона и то, и другое решение оказывается верным. Хотя тяжесть преступлений абсолютно разная.

Или, например, один водитель случайно совершил ДТП, от которого пострадал человек, а другой сел за руль пьяным и совершил аналогичное преступление из-за пьяного куража. Для таких случаев законодатель пишет, что возможно условное наказание, а возможен реальный срок. Честный судья эту вилку в законодательстве использует по справедливости. Вообще считаю, что составлять законы должны только профессиональные юристы, которые смогут создать четкие формулировки, понятные всем.

Что касается примирения сторон, оно применяется на усмотрение потерпевших. В моей практике был случай: молодые люди играли в Иркутске в одну из ночных игр, нужно было на время объехать точки в городе. Чтобы успеть, они на большой скорости, нарушая правила дорожного движения, поехали и попали в аварию. Один из пассажиров погиб. Когда мы разговаривали с его отцом, было понятно, что парни в машине вполне могли поменяться местами, все отдавали себе отчет в том, что нарушают ПДД, и если здесь кого-то судить, то всех троих. И отец, понимая ситуацию, пошел на примирение. Бывает и так, что кто-либо из виновников пытается сунуть пострадавшим деньги в качестве откупных. Здесь все зависит от самих потерпевших, от их принципиальности. Ведь на примирение они могут и не идти.

ЮЛИЯ НЕГОДАЙЛО, yulyan@pressa.irk.ru Фото из архива «Пятницы»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ