Историк Игорь Бурцев: «Снежный человек никому не нужен»

Снежный человек (йети, сасквоч, бигфут, гоминоид) — легендарное человекообразное существо, о существовании которого в лесных и горных районах Земли утверждают очевидцы. В 2009 году следы обитания йети обнаружены в Кузбассе. В сентябре 2010-го состоялась вторая поисковая экспедиция в район поселка Усть-Кабырза. Тайга.инфо побеседовала с участником поездки, директором Международного центра гоминологии Игорем Бурцевым о результатах исследований бигфута в России и Сибири.

Игорь Бурцев — кандидат исторических наук, президент Фонда содействия научным исследованиям и поискам «Криптосфера», директор Международного центра гоминологии. Занимается исследованием проблемы гоминоидов (человекообразных обезьян) с 1965 года. Является участником и руководителем многих поисковых экспедиций на Северном Кавказе (Кабардино-Балкария, 1965), в Азербайджане (Талыш, 1970-1975), в Абхазии (1971, 1975, 1978), в Монголии (1976), на Памиро-Алае (1979-1982), в Мурманской области (Лов-озеро, 1990), в Кировской области (2002-2007), в Кемеровской области (2009, 2010).

Тайга.инфо: Игорь Дмитриевич, вы занимаетесь изучением снежного человека много лет. Что можно сказать о нем достоверно: кто он такой, где жил или живет?

— Главное — это человек, не животное. У него есть разум, интеллект. Он появился много веков назад, задолго до сапиенсов, и представляет собой параллельную ветвь эволюции. Просто в какой-то момент наши пути разошлись: они пошли по пути психо-физического развития (телепатия, гипноз), а наши предки — по пути социального развития. Поэтому в отличие от нас, они не воздействуют на природу, а приспосабливаются к ней, не пользуются огнем и орудиями труда. При этом они высокоинтеллектуальны.

Средняя продолжительность жизни у гоминоидов примерно такая же, как у человека. Есть данные о найденном в Америке детеныше йети, которому сейчас уже 66 лет. Однако развитие у них идет быстрее: половая зрелость наступает в 8-10 лет. Живут семьями: мать, отец, ребенок. В старости они, как и мы, седеют, лысеют, сутулятся, у них появляются морщины.

Кстати, представления о снежном человеке определенно были у наших предков, которые их называли лешими. Вот рассказ егеря Рыбинского лесного хозяйства (Красноярский край) Григория Бычука, записанный в 2001 году Алексеем и Екатериной Малышевыми, где он рассказывает, что старые охотники всегда живое существо называли лешим. Это существо ростом выше человека и покрыто шерстью. Живут лешие в пещерах вдоль скалистых берегов, куда простому случайному гостю не зайти. Зимой они впадают в спячку, а летом едят молодые побеги сосен, собирают кедровый орех, ловят рыбу, копают лапами корни саранок, изредка лакомятся птичьими яйцами. Этот рассказ, опубликованный в «Золотых сказах Енисея», полностью соответствует описанию снежного человека!

По данным американских исследователей, снежные люди умеют говорить. В США они используют индейские наречия. В России есть сведения о разговоре с йети, полученные от очевидцев.

Тайга.инфо: Где можно встретить снежного человека?

— Обычно в поисках снежного человека люди едут в Гималаи, на самом деле совсем не обязательно ехать именно туда. Йети очень широко распространены, они живут на всех континентах кроме Антарктиды. В России данные о бытовании этих существ поступали из Кировской, Пермской, Ленинградской, Кемеровской, Тюменской, Новосибирской областей, о них известно на Алтае и в Якутии.

Например, несколько лет назад подросток в Кыштовском районе Новосибирской области столкнулся с трехметровым снежным человеком. А совсем недавно я встречался с группой из Вологодской области, которая в августе сфотографировала потрясающие маркеры — конструкции из жердей, палок, стволов деревьев, напоминающие пирамидки или каркас от шалаша. Без сомнения, это дело рук снежного человека. Животные не могут так искусно заплетать ветки, а обычных людей там не бывает. К тому же, рядом были огромные следы. На одной полянке обнаружено несколько обустроенных семейных гнезд. Пол в таких сооружениях обычно устлан травой или лапником, а само гнездо огорожено обломанными деревьями, чтобы не привлекать внимание посторонних.

В качестве эксперимента ребята-добровольцы четыре выходных подряд оставляли в лесу шоколадные конфеты в пакете, а через некоторое время обнаруживали на этом же месте разорванный пакет и фантики.

Эти существа облюбуют какое-то место и обитают там практически постоянно. Например, в Пермской области Александр Феденёв наблюдал, как в одно и то же место приходил снежный человек. Чтобы обозначить свою территорию, йети скручивают ветки и молодые деревья или отрывают большую щепу от ствола дерева и втыкают между камней.

Тайга.инфо: В 2009 году в 450 километрах от Кемерова якобы видели странное волосатое существо, о чем главе Таштагольского района Владимиру Макута доложили охотоведы. Каковы результаты последней вашей экспедиции в Кемеровскую область?

— Судя по тем строениям, которые я обнаружил на горе Каратаг в 30 километрах от Азасской пещеры, в Горной Шории, действительно, обитают снежные люди. В прошлом году я видел там девять маркеров, а в этом — еще пять. Это лежки и обломанные деревья. Следы на той почве разобрать было трудно. Зато мы нашли куст со сплетенными в косичку ветками.

Кстати, шорцы знают об этих существах и уважительно к ним относятся. На Алтае, например, снежных людей издавна называют «алмыс».

Тайга.инфо: Зачем йети нужны эти косички?

— Для красоты, они ведь тоже стремятся к искусству. Думаю, по этой же причине они заплетают косички в гривах лошадей. Никакими другими практическими поводами это не объяснишь.

Тайга.инфо: Они агрессивны?

— Нет, они совсем не злобные, просто любят пошутить. Например, они могут что-нибудь бросить человеку, желая поиграть с ним. А если человек плохо себя ведет в лесу, убивает животных, мусорит, то йети начинают путать его, сбивая с пути. По словам очевидцев, у йети есть способность воздействовать на живых существ, внушать им что-то.

Тайга.инфо: Исследования в области гоминологии ведут не академические институты, а энтузиасты-добровольцы. Почему? Ведь еще в 1958 году Академия наук СССР создала комиссию по изучению вопроса о снежном человеке, а профессор Борис Поршнев первым дал этому существу научное название «реликтовый гоминоид» (сохранившийся с древнейших времен человекоподобный).

— Проблема в том, что исследование этих существ не входит в сферу интересов существующих наук и организаций. Антропологи говорят: «Дайте нам кости, тогда мы будем изучать объект», палеонтологи занимаются раскопками вымерших животных и не хотят искать живого представителя человечества, этнографы собирают фольклор, а не рассказы о реальных встречах с йети, криминалисты не хотят искать никого без состава преступления. Получается, что снежный человек никому не нужен, его поисками никто заниматься не хочет. После смерти Поршнева все исследования академии наук в этом направлении прекратились.

За рубежом это направление развивается более продуктивно. Еще в 18 веке Карл Линней назвал эти существа homo troglodytos («человек пещерный»). А недавно американский антрополог Джефф Мелдрум предложил другое наименование — северо-американский антропоид. В 1992 году на основе изучения следов бигфута антрополог Гровер Кранц воссоздал скелет стопы этого существа и опубликовал книгу «Bigfoot prints».

Однако и за границей не все гладко. Дважды в распоряжении ученых были трупы йети: в 1968 году в США и 1998 году во Франции. Но как только пресса поднимала шум вокруг них, материалы исчезали.

Тайга.инфо: Сколько человек в вашем центре гоминологии?

— С десяток ветеранов, которые занимаются проблемой серьезно. Есть еще молодые люди, которые организуют экспедиции. Это притом, что в США и Канаде десятки центров, подобных нашим! Мы поддерживаем с ними связь. Скоро я поеду в Америку презентовать свою книгу «Снежный человек: новый поворот в исследовании», которую планирую выпустить через месяц. Там мне обещали показать бигфута.

Тайга.инфо: Какого рода данными относительно существования снежного человека в России, помимо рассказов очевидцев, вы обладаете? Может, образцы волос, костные остатки, слепки следов, фото, аудио- и видеозаписи?

— Раньше у нас было много материалов, но не было достоверных и точных методов исследования. Мы отдавали объекты в разные инстанции, а назад не получали ни образцы, ни официальные результаты. Вообще, анализ ДНК — это дорогое удовольствие для нас. Например, в нашем распоряжении есть два черепа, которые уже 30 лет ждут проверки.

В 2008 году новосибирский академик Анатолий Деревянко нашел косточку снежного человека в Денисовой пещере на Алтае, которую затем два года исследовали в Германии. В итоге ученые пришли к выводу, что образец принадлежал неизвестному науке виду человека homo altaencis («человек алтайский»).

Мы хотим обратиться к ученому с просьбой помочь нашему исследованию снежного человека. Ведь свое время новосибирский академик Алексей Окладников состоял в комиссии по исследованию снежного человека и включил меня в состав своей экспедиции в Монголию. Там я полтора месяца с группой собирал сведения о йети. Анатолий Деревянко, кстати, был помощником Окладникова. Думаю, новосибирские ученые более гибки в этом отношении. Я очень надеюсь на сотрудничество с ними.

Тайга.инфо: Есть ли какие-либо данные о количестве йети в мире?

— На всех континентах кроме Антарктиды их несколько тысяч. Точную цифру назвать сложно.

Тайга.инфо: Как думаете, почему снежные люди прячутся от людей обычных?

— Исторически так получилось, что мы вытеснили их в глухие места. Имея оружие, мы представляем опасность для них, мы их конкуренты.

Тайга.инфо: Вы говорили о том, что власти во всем мире и слышать ничего о йети не хотят. Почему?

— Власть кивает на науку, а наука в таком заброшенном состоянии, что им не до снежного человека. Все же положительные примеры есть. В Китае, например, власти потратят 1,5 млн на установление контактов между людьми и йети.

Тайга.инфо: В 2009 году глава Кузбасса Аман Тулеев, глава Таштагольского района Владимир Макута, председатель Совета народных депутатов Кемеровской области Николай Шатилов уже посетили пещеру Азасская, где, якобы, были обнаружены следы йети. Губернатор даже выделил средства на создание экспозиции, посвященной снежному человеку в Музее этнографии и природы Горной Шории. Интерес администрации области помогает вам в работе?

— Внимание властей области — это исключительный случай. Губернатор очень поддержал нас, информация об экспедиции разнеслась по всему свету. Все это вызвало оживление в области гоминологии. Можно долго обсуждать внутренние мотивы чиновников, но объективный итог есть — помощь в нашем исследовании.

Тайга.инфо: Давайте представим, что может дать науке и вообще людям информация о снежном человеке?

— Я сошлюсь на статью Поршнева 1966 года в журнале «Вопросы философии» под названием «Возможна ли сейчас научная революция в приматологии». Во-первых, информация повлияет на наши знания о происхождении человека как такового, о его месте в мироздании: кто такой человек, каковы его критерии? Поршнев считал, что главный критерий человека — речь, поэтому йети как существа говорящие вполне могут быть признаны людьми. Во-вторых, знания о гоминоидах изменят наше представление о древних народных верованиях: о якобы сказочных обитателях леса, леших и прочих персонажах. В-третьих, это расширит наши знания о способностях человеческого организма, ведь йети могут жить в разных климатических условиях без одежды.

Тайга.инфо: Чем еще кроме исследования снежного человека вы занимались или занимаетесь?

— Сейчас я езжу в экспедиции и возглавляю небольшое издательство «Крипто-Логос». По специальности я востоковед, поэтому какое-то время был замглавного редактора журнала «Азия и Африка сегодня». Около 10 лет преподавал теорию и историю коммунистической партии, международного коммунистического движения. Однако уже 45 лет я занимаюсь темой гоминоида больше, чем вообще чем-либо. Во времена СССР я ездил по всей стране с лекциями о снежном человеке, но сейчас это как-то не принято.

Беседовала Алина Хабирова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ