27-го октября в рамках выставки «Агропромышленная неделя» были подведены итоги конкурса «Крестьянские династии на рубеже веков». Автором этого проекта выступила общественная организация «Союз сельских женщин». В конкурсе приняли участие около 250 жителей из восьми районов Приангарья. В финал вышли представители шести родов – семьи крестьян, врачей, учителей и рыбаков.
– В череде праздников этот выделяется особым теплом, добротой, любовью, которую вы дарите своему краю, своим детям, землякам. Вы – из тех людей, на которых земля держится, – именно так приветствовала участников конкурса «Крестьянские династии на рубеже веков» председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области Ирина Синцова.
Праздник действительно получился особый, камерный.
О роли семьи без лишнего пафоса, но с искренней теплотой здесь говорили и другие представители официальной власти, например заместитель министра сельского хозяйства Иркутской области Кузьма Алдаров, первый заместитель председателя регионального отделения партии «Единая Россия» Дмитрий Баймашев, депутат Законодательного Собрания, заместитель директора СХПК «Усольский свинокомплекс» Павел Сумароков.
– У нас на предприятии много династий, – сказал депутат. – Я и сам с детства часто слышал дома от отца слова «урожайность», «надои», «привесы». Поэтому тема сельского хозяйства рано стала для меня близкой, и мое решение связать свою жизнь с сельскохозяйственным производством, конечно, не случайность.
На СХПК «Усольский свинокомплекс», который возглавляет его отец Илья Сумароков, семейственность не порицается, а наоборот, приветствуется. Тем более что в сельскохозяйственном кооперативе паи поделены между работниками предприятия, и если они передаются от старших к молодым, то этому все только рады.
На встрече чествовали одну такую династию – уже третье поколение семьи Москайкиных трудится на предприятии «Усольский свинокомплекс».
А вот род Распутиных из Заларинского района занимается сельским хозяйством уже в десятом поколении. Андрей Распутин из села Хлопуново когда-то работал в местном совхозе. После его закрытия решил организовать семейное фермерское хозяйство. Сейчас на ферме выращивается более ста голов крупного рогатого скота, обрабатывается 500 га земли, из них 450 – засеяны зерном. В лучшие годы Распутины собирают по 25–28, а порой и по 30 центнеров с гектара. Нынче, правда, год был не из удачных – собрали всего по 19 центнеров.
– Но мы не вешаем нос. Нам этого хватит, чтобы семенной фонд засыпать и чтобы с долгами рассчитаться, – считает Андрей Распутин.
По стопам отца пошел и старший сын фермера, который сейчас учится в сельхозакадемии. Младший, пятилетний Даниил, приехал на праздник вместе с родителями. Уже сейчас мальчик больше всего любит ездить в кабине отцовского комбайна.
Распутины происходят из древнего крестьянского рода. По преданию, его в середине XVII века основал Распутка Потапов, который был одним из первых землепашцев в районе Братского острога. Его многочисленные потомки расселились позже в основном в Усть-Удинском и Заларинском районах. Самый знаменитый представитель старинной крестьянской фамилии – известный писатель Валентин Распутин. Распутины из села Хлопуново предполагают, что Валентин Григорьевич приходится им дальней родней.
Гордостью этой большой семьи считается также полковник в отставке, ветеран МВД Константин Распутин, который в Хабаровском крае инициировал установку памятника герою легендарной книги «Дерсу Узала», путешественнику и ученому Владимиру Арсеньеву.
Недавно в Залари приезжал другой известный представитель сибирского рода – игумен Троице-Сергиевой Лавры Киприян Ященко (по матери Распутин).
Интересную историю своей семьи рассказали и представительницы педагогической династии из Куйтунского района.
Учитель начальных классов Чеботарихинской средней школы Тамара Сергеева преподает детям уже 40 лет, ее сестра, учитель русского языка и литературы из средней школы села Тулюшка Лариса Высокос, – 37 лет. Их мама всю жизнь проработала в школе. Всего род Филипповых насчитывает около 100 педагогов. Их общий учительский стаж – 950 лет.
– Наши предки приехали в Сибирь из Белоруссии в 1907 году. Бабушка Татьяна Сафоновна рассказывала, как в тайге они сначала выкорчевывали огромные пни, потом ставили избы. Так получилось, что бабушка осталась одна с шестью детьми. Она была неграмотной и сказала, что единственное приданое, которое может дать ребятишкам, – это образование. Обещание свое она сдержала, – рассказали сестры.
По их словам, в роду, который изначально имеет чисто крестьянские корни, всегда отмечалась любовь к наукам и поэзии. Дедушка по отцовской линии даже публиковал стихи в местной газете. Когда он умер, то за его вдову хлопотал известный иркутский писатель Молчанов-Сибирский.
Интересным был и рассказ о семье Власовых из Осинского района. Их предок Владимир Иванович, уроженец Орловской губернии, оказался в Сибири в 1867 году. Кем он был – бежавшим ссыльным или просто ищущим свободного клочка земли крестьянином, этих сведений семейное предание не сохранило. Зато с тех самых пор из поколения в поколение передается в семье старинный образ Богородицы, который его ревностные хранители не то что не выносят без крайней надобности из дома, но и фотографировать не разрешают.
Возвращаясь к судьбе своего родоначальника, Власовы рассказали, что он был человеком умелым, мог и землю вспахать, и печь сложить. Вскоре стал довольно зажиточным крестьянином и вплоть до самого раскулачивания в 1930-х годах его потомки жили в достатке.
Историю этой семьи поведала руководитель Осинского районного отделения организации «Союз сельских женщин» Ольга Ермакова.
Вообще на празднике чаще о династиях рассказывали не сами участники конкурса, а организаторы. Участники конкурса искренне смущались, что их крестьянские родословные интересны зрителям. А представители семьи потомственных рыбаков Мамоновых из Слюдянки и вовсе не стали подробно знакомить собравшихся с историей своего рода, а просто предложили всем попробовать пироги с байкальской рыбой, которые они привезли в Иркутск. Пироги, по общему мнению, были отменными, как и сам праздник, который в Прибайкалье становится уже традиционным.
Байкал24"
по материалам
Фото: Николай Рютин