Почему в соседних городах цены на бензин снижаются, а в Иркутске — нет?

Начало октября принесло хорошую новость — бензин в России начал дешеветь. Правда, цены на топливо снизились ненамного и далеко не везде: снижение было зарегистрировано в восьми городах, а в 11 регионах бензин продолжал дорожать. На это подорожание среагировала Федеральная антимонопольная служба. Она потребовала от крупнейших нефтяных компаний объяснить, почему в России цены не снижаются, когда в Европе и в США бензин подешевел как минимум в полтора раза. Ведь, по мнению антимонопольщиков, все возможности для удешевления топлива у нас в стране есть. И реакция не заставила себя ждать: бензин потихоньку начал дешеветь. Например, на заправках соседнего Красноярска изменились ценники на Аи-92 и дизельное топливо. Дойдет ли очередь до Иркутска? Вместе с экспертами в ситуации разбирался обозреватель «Пятницы».


Иркутск занимает второе место по дороговизне бензина среди крупных городов Сибирского федерального округа. Средняя цена литра топлива у нас составляет 23 рубля 98 копеек, впереди только Чита, где она достигает 26 рублей 61 копейки. Наиболее продаваемый бензин марки Аи-92 в Иркутске стоит 24 рубля 53 копейки за литр. Для сравнения, средняя цена за литр девяносто второго в Чите составляет 27 рублей 13 копеек, в Улан-Удэ - 24 рубля 66 копеек. В Красноярске он стоит лишь 23 рубля 44 копейки, а в Кемерово - 21 рубль 74 копейки



Темпы удорожания бензина значительно превышают рост цен на другие продукты. За первые пять месяцев 2009 года стоимость топлива снижалась по 2-3% в месяц, но за июнь цены возросли на 6-10%, а затем в течение 2,5 месяца увеличились еще на 10-12%. Так что теперь литр бензина стоит почти как во время прошлогоднего «бензинового кризиса»



По мнению иркутянина Константина Корнеева, если бы самый ходовой 92-й бензин стоил 18—19 рублей за литр, автомобиль стал бы не роскошью, а средством передвижения. А при нынешних ценах дешевле пользоваться общественным транспортом


Весенние цены вполне бы устроили

Иркутянин Константин Корнеев обзавелся машиной чуть больше года назад, как раз на спаде прошлогоднего бензинового кризиса. Первый в жизни автомобиль он взял, чтобы учиться водить в условиях города и трассы. Однако использовать машину вынужден не так часто, как хотелось бы, поскольку нынешние цены на бензин весьма ощутимо ударяют по кошельку. В основном на личном транспорте Константин ездит на дачу или пользуется им как средством передвижения в плохую погоду. А в остальное время он предпочитает общественный транспорт. Поэтому к новостям о снижении цен на топливо иркутянин прислушивается. И надеется, что оно действительно подешевеет до весеннего уровня. Хотя эксперты такое мнение не разделяют.

Ключевой проблемой роста цен на бензин является то, что доминирующее положение на рынке занимают монополии. Казалось бы, в Иркутской области находится собственный нефтеперерабатывающий завод, расположенный в Ангарске, так что цены на бензин у нас должны быть ниже, чем в других регионах. Но вот незадача — Ангарская нефтехимическая компания, принадлежащая как раз монополисту Роснефти, занимается только переработкой нефти, а не продажей нефтепродуктов. Так что цены на иркутских заправках напрямую зависят не от производителя, а от оптовых продавцов, которые поставляют бензин из других регионов. Так что надеяться на собственное производство не приходится. Вместо этого вся надежда на удешевление бензина возлагается на оптовиков, которые, кстати, начали снижать стоимость топлива. Московские эксперты считают, что и розница подтянется следом.

Незначительное снижение

Как рассказал «Пятнице» аналитик информационно-аналитического центра «Кортес» Михаил Турукалов, по итогам торгов на Московской бирже 15 октября тонна бензина Аи-92 стоила 25 500 рублей, тогда как 8 октября — 27 600 рублей. За прошедшую с 8 по 15 октября неделю тонна бензина Аи-80 подешевела на 350 рублей, Аи-95 — на 700 рублей, снизились цены и на дизельное топливо. «Хотя тенденцию последних трех недель нельзя назвать полноценным снижением, удешевление литра на 2—3 копейки — это скорее признак стабилизации цен», — заметил эксперт.

В то же время, по его мнению, снижение стоимости бензина в перспективе вполне возможно, поскольку рынку «есть куда двигаться, а дорожать топливу явно некуда». Например, на автозаправках Москвы, где цены ниже иркутских, наблюдается рост валовой маржи — показателя, который отражает разницу цен на мелкооптовом и розничном рынках. Она возросла примерно до 20% вместо 17% на 8 октября.

«А если маржа составляет более 15%, то считается, что розничные продавцы работают в весьма благоприятных условиях», — пояснил Михаил Турукалов. Из этого можно сделать вывод, что повышение стоимости бензина на АЗС попросту не имеет смысла: прибыль владельцам автозаправок и так обеспечена, причем немалая. А если она станет больше, то можно привлечь крайне нежелательное внимание Федеральной антимонопольной службы. «Так что, если мы не увидим роста оптовых цен, то осталось не более месяца, пока розничные цены будут держаться на нынешнем уровне, — высказал свое мнение эксперт. — Затем у продавцов появятся очень хорошие прибыли, и ФАС заинтересуется положением их дел».

Однако в целом аналитик отметил, что снижение стоимости бензина в рознице в России происходит крайне медленно — таковы реалии нашей экономики. «Повышения цен у нас любят отыгрывать, что называется, на раз-два, а при снижении стараются держаться до последнего», — заметил наш собеседник. По мнению аналитика Брокредитсервиса Андрея Полищука, снижение цен на бензин не минует Иркутскую область. Объясняется это просто: удешевление касается всех российских нефтяных компаний, в том числе и работающих в нашем регионе. Что касается темпов снижения цены, то здесь эксперт не столько оптимистичен. Он полагает, что до конца ноября следует ожидать незначительного — в пределах 30—50 копеек за литр — удешевления топлива на заправках. По мнению Андрея Полищука, снижение в основном касается оптовых цен, на розничном рынке оно практически не отобразится.

«Нефтяники даже могут поднять цены, учитывая подорожание нефти на мировом рынке, — заметил он. — Хотя из-за претензий ФАС они, скорее всего, этого не допустят».

К осени цены выросли

Лето 2009 года не обошлось без традиционного для россиян сезонного повышения цен на бензин. Только за июнь бензин подорожал на 6—10%, а после этого в течение 2,5 месяца прибавил в цене еще 10—12%. Так что иркутским автолюбителям пришлось отвыкать от относительно дешевого девяносто второго, еще весной стоившего 18 рублей 50 копеек за литр, и привыкать к новой цене — 24 рубля 60 копеек.

Снижать цены невыгодно

Что думают о снижении цен сами продавцы бензина?

«К сожалению, только на Западе цены напрямую зависят от биржевых котировок, в России они привязаны к каким-то виртуальным величинам», — констатировал коммерческий директор ООО «Парламент-А» (торговая марка ОМНИ) Денис Писаревский.

Ключевым ориентиром здесь выступает стоимость нефти, хотя и преобразуется в цену топлива она весьма странным образом. Например, год назад, когда цена черного золота зашкаливала за 150 долларов за баррель, тонна бензина Аи-92 на российских биржах стоила около 28 тысяч 500 рублей. Сейчас цена бензина изменилась весьма незначительно, хотя нефть стоит 80 долларов за баррель. Поэтому ждать резкого падения стоимости топлива только из-за удешевления нефти не стоит. И Денис Писаревский полагает, что цены на заправках не изменятся.

«Конечно, оптовые цены немного снизились, — заметил он. — Но до их снижения мы работали практически себе в убыток, а сейчас только начинаем получать хоть какую-то прибыль. У нас сейчас достаточно невысокая рентабельность — примерно 5,5%. А поскольку наша компания является коммерческой, а не государственной, мы не можем по указанию сверху резко снизить цены на заправках, тем самым вызвав только убытки».

Вдобавок к цене производителя и оптового продавца в стоимость бензина закладываются и налоги, которые, с точки зрения продавцов, слишком высоки.

«Конечно, если не отдавать 40% прибыли в виде налогов, то можно устанавливать самые низкие цены на рынке», — отметил Денис Писаревский. По его словам, некоторые компании вполне могут прибегать к разным уловкам, уходить в тень и таким образом снижать стоимость бензина. Но если работать по всем правилам, с учетом высокой оптовой цены бензина и не менее высоких налогов, то и цена на бензин будет соответствующей. И здесь можно понять независимых розничных продавцов, которые вынуждены повышать стоимость бензина просто для того, чтобы обеспечить себе прибыль. Вопрос в том, кто поймет потребителей, которые весомую часть своих доходов тратят на недешевое топливо.

«Для нас очевидно, что цена на бензин является своеобразным светофором, на который ориентируются все, — сказал Денис Писаревский. — И если она повышается, то это как красный свет, который вызывает раздражение. И это раздражение мы видим у наших покупателей, так что вполне осознаем необходимость снижения цен».

Механизм снижения, предложенный нашим собеседником, весьма прост — нужно установить фиксированную торговую надбавку, как, например, на лекарства. Единую накрутку для всех, в пределах которой можно повышать цены.

«А там уже все будет зависеть от издержек — чем они меньше, тем ниже цена», — заметил Денис Писаревский. К тому же будет возможность отслеживать недобросовестных налогоплательщиков среди продавцов бензина: если при единой для всех надбавке кто-то будет устанавливать чрезмерно низкие цены, то это будет свидетельствовать о каких-то налоговых увертках.

Егор Щербаков,
Фото автора

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://pressa.irk.ru/friday/2009/43/007001.html>"Пятница"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ