Театр «Байкал» обещал зрителям грандиозное, невиданное доселе супершоу, и публика его получила
Давний замысел Дандара Бадлуева стало возможным осуществить лишь с появлением площадки нового Русского драматического театра, хотя без опыта прежних крупных постановок это было бы невозможно
Перед глазами зрителей возник древний, таинственный и утонченный Восток, окутанный клубами театрального дыма, в мерцании ярких звезд южного неба, в сплошном золоте нарядов придворных дам и грохоте самурайских барабанов.
Мир театра условен — роскошь жемчугов на самом деле это бутафорское стекло, но у легковерной публики захватывало дух. А что? Я сам обманываться рад! Особенно когда видишь красавиц с чудесным блеском глаз и прямой спиной!
Каждый танец был, по сути, отдельным мини-спектаклем. Чего стоят только их названия! «Дыхание Западного озера», «Черная жемчужина Золотого дракона», «Летящие богини Дунхуан», «Под цветущей сакурой» или «Снежный цветок». Корейские шаманки с летающими кинжалами, сумрачный самурай, китаянки с фазаньими перьями на головках, тайская принцесса, которую пронесли на носилках под паланкином. Красавицы спускались с небес, вдруг выныривали из-под пола или стремительно укатывали за кулисы на крутящейся сцене.
В общем, почти полная аналогия китайского блокбастера «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», но в бурятском исполнении с хитроумной машинерией Русского драмтеатра. Танец «1000-рукий Будда» я видел в Шанхае, и как интересно было сравнить его в интерпретации «Байкала». Скажу одно — наши не хуже. Завершилось зрелище под оглушительный грохот десятка японских барабанов, и так не хотелось уходить...
Опустился занавес, и целостное впечатление от увиденного сложилось под знаком дежавю. 1987 год. Районный дом культуры в Заиграево и концерт ансамбля «Лотос» — первого детища Дандара Бадлуева. Тогда в нем танцевали совсем юные девочки, поразившие неизбалованную сельскую публику очарованием Востока. Ощущение увиденной тогда прелести восточного танца живет во мне до сих пор и получило новый импульс в «Блеске Азии». На новом витке спирали «Байкал», кажется, достиг пика визуальной красоты.
Такое невозможно увидеть на всем культурном пространстве России, кроме Бурятии, а то, что делает «Байкал», ни один коллектив в России, наверное, не способен сделать. Шоу будет интересно публике независимо от национальных и культурных различий, и его можно вывозить в Иркутск, Читу и другие города.
Каждый год такие постановки по причине их дороговизны невозможны. Ведь этнографическое шоу нуждается в щепетильной и тонкой постановке. «Я видел в Бангкоке сцену, на которую выходят живые слоны, разверзается водопад, артисты ныряют в воду, а над головой у зрителей летают боги, — говорил когда-то Бадлуев. — Когда видишь все это, становится жаль наших зрителей, которые лишены этого».
Мечта Мастера сбылась, его артисты взяли еще одну высоту и подарили зрителям то, что они еще никогда не видели, — весь ослепительный блеск Азии.
Александр Махачкеев
Фото: Марка Агнора
<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.infpol.ru/newspaper/number.php?ELEMENT_ID=24482>"Информ Полис"</a></p>