Учёные раскрыли тайны икон Енисейской Сибири с помощью научных методов

Учёные СФУ провели дендрохронологический анализ деревянной основы православных икон из храмов Красноярского края и установили время изготовления этих художественных памятников. Выяснилось, что одна из икон (Николая Чудотворца) на 150 лет старше, чем считалось ранее, и относится к середине XVIII в. Кроме того, ещё 3 иконы были отнесены экспертами к первой половине XIX — нач. XX вв.

Иконы поступили к учёным по инициативе настоятеля храма Святой Троицы в с. Емельяново Алексея Язева. Работа велась научным коллективом под руководством старшего научного сотрудника Сибирской дендрохронологической лаборатории СФУ Захара Жарникова. По итогам дендроисторического анализа выяснилось, что икона Николая Чудотворца могла быть создана на 150 лет раньше предполагаемой даты. Ещё одна икона по результатам работы дендрохронологов СФУ отнесена к первой половине XIX в. и две (в том числе «Благовещение») к концу XIX — началу XX вв.

Датировка религиозной живописи с помощью дендрохронологических методов является новым развивающимся методом. Ранее этот метод использовался только для датировки икон в центральной России, однако для Сибири такой опыт уникален.

«Мы датируем памятники археологии и архитектуры методом дендрохронологии — по изменению рисунка прироста годовых колец древесины. Используя древесные керны (тонкая проба древесины берётся специальным инструментом без вреда для исторической постройки или иконы), мы можем с высокой достоверностью выявить, в какой период создан тот или иной культурный артефакт. Таким образом были датированы фрагменты оборонных сооружений, церкви и жилые постройки по всей Сибири (всего более 250 памятников истории). В сентябре 2024 года впервые в Сибири удалось провести дендрохронологический анализ енисейских икон. После аккуратной шлифовки торцов иконных досок их сканирования и измерений, удалось получить даты согласованные с региональными дендрохронологическими шкалами (по Енисейску и Красноярску). Оказалось, что изо всех изученных икон наиболее старая — икона Николая Чудотворца — не ранее 1743-го. С учётом того, что часть древесины во время подготовки доски к нанесению живописного слоя могла быть срезана, эта икона создана в середине — второй половине XVIII в.», — сообщил Захар Жарников.

По словам настоятеля храма Святой Троицы, (Емельяново) Алексея Язева, изученные иконы по манере изображения и технике изготовления относятся к Енисейской школе. Полученные результаты позволяют по-новому взглянуть на историю и развитие школы Приенисейской иконописи.

«Дендрохронологические исследования помогают не только добыть новое научное знание, они незаменимы для сохранения древностей. Историки, музейные работники и представители Церкви заинтересованы в точной датировке, учёте и сохранении культурного и духовного наследия Сибири, и введении его в научный оборот. Это продолжение давней традиции археологических кабинетов, когда при храмах сохраняли, описывали и публиковали данные о важных находках. Использованные учёными СФУ методы малоинвазивны и безопасны для памятников, так что возможно предоставить для исследований иконы из частных коллекций прихожан и находящиеся собственно в храмах, не опасаясь за их состояние. Это малая жертва, чтобы сохранить поистине большое — важнейший и пока ещё разрозненный пласт истории Приенисейской Сибири», — объяснил Алексей Язев.

«С искусствоведческой точки зрения, это иконопись местная, сибирского письма. Икона Николая Чудотворца, оказавшаяся по итогам дендрохронологического анализа самой старой, по красочному слою — характеру изображения, деталям письма, использованным краскам — более современная. Это связано с тем, что постепенно изображение на иконе темнело, и его периодически обновляли. Фактически, под имеющимся живописным слоем, который я бы датировала первой половиной XIX в, с помощью специальных приборов можно обнаружить ещё несколько изображений, которые там были в разные периоды времени. Икон, чьё авторство однозначно установлено, немного. Известны, например, работы иконописецы Феоктисты, семей Бутусиных и Агапетовых. Очевидно, в Красноярском крае был свой достаточно заметный центр иконописи, сердцем которого считается г. Енисейск. Характерные особенности местной иконописи — более строгий, сумрачный колорит, „простонародные“ лики у святых и архангелов, лаконичность композиции», — отметила сотрудник Енисейского историко-архитектурного музея-заповедника, эксперт по культурным ценностям при МК РФ Елена Шаклеина.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ