Казалось, что татары были здесь всегда. История народа, который сейчас мы так называем, относится еще к V-VI векам, когда кочевали тюркские племена, предки многих современных народов.
Они говорили на кыпчакском языке, от которого и произошёл татарский язык.
Потом тюрки создали огромную империю - Тюркский каганат. Дойдя до Балкан и Поволжья, предки татар встретились с булгарами и создали государство Волжская Булгария (сейчас это территория Татарстана, Чувашии и Ульяновской области).
Князь Волжской Булгарии Алмуш принял ислам, это было за 60 лет до принятия Русским государством христианства. Тогда же оживились торговые и дипломатические отношения булгар. Три века спустя некогда богатое государство, где были собственная чеканка монет, водопровод, ремесла, завоевали потомки Чингисхана. Пока великий завоеватель был жив, он отдал старшему сыну Джучи территорию на севере реки Сырдарьи, второму сыну Тука-Тимуру – Булгарию, которая позднее попала под влияние сына Джучи, известного нам как Батый.
Батый и его потомки стали правителями Золотой Орды, под их властью находились и русские, и тюрки, предки современных татар. В то время татары были не нацией, а так называли кочевников, державших лошадей. По генетике все они были отличными купцами и воинами.
Правителями Орды были монголы, а их придворными - тюрки, дочери которых вступали в брак с представителями правящего рода. Так ислам стал государственной религией, а тюркский язык - ключевым в разговоре.
После распада Золотой Орды были образованы Казанское и Астраханское ханства, но в середине XVI века их завоевал царь Иван IV Грозный, после чего татары стали подданными русских царей, часть из них даже стала христианами, или кряшенами (крещеными).
Термин татары в современном понимании нации был введен в XVII веке немецким ученым Бертольдом Шпулером.
В то время шло освоение Сибири. Если именовать себя по национальным признакам, то на территории севера Илимского воеводства с 1644 года служил Гришка Татарин, а с 1649 года – Матюшка Татарин.
В 1688 году был издан царский указ «О переселении из Западной Сибири 500 крестьянских семей в места между рекой Окой и городом Иркутском». В тот участок попали заларинские земли, куда переселяли первых татар. Можно предположить, что первые татары из Западной Сибири пришли в Восточную уже в то время. В 1708 году появился хутор Минусинский, в котором могли жить татары. В 1743 году из Братского острога в Заларинский станец был определен Федор Татаринов.
По первой переписи населения, в царской России 1897 года в городах Иркутской губернии проживали 1 180 магометан, или 1,88% от общей численности населения. Татары (6 435 человек) занимали четвертое место после русских (378 383, или 73,58%), бурят (108 867, или 21,17%) и евреев (7 111, или 1,38%), опережая поляков, якутов и тунгусов. Чаще всего татары встречались в Иркутском, Балаганском и Нижнеудинском округах.
В 1904 году на черемховские угольные копи приехали два вагона вольнонаемных татар и башкир. Позднее кто-то вернулся на родину, а кто-то остался в Черемхово. Этнически однородные поселения появились в Иркутской губернии в 1910-1914 годах после проведения Столыпинской реформы. Татары-переселенцы прибыли из Уфимской, Казанской и Пермской губерний. Центром культурной, хозяйственной и религиозной жизни татар стал участок Шаховский Заларинской волости, рядом татары селились и в деревне Черемшанке. Переселенцев привлекала близость к путям сообщения – Сибирской железной дороге и Московскому тракту.
Голод 1921 года добавил в деревни переселенцев из Поволжья. В 1931 году в Черемхово привезли два эшелона репрессированных спецпереселенцев-башкир. В послевоенное время татары приезжали в Чунский район (поселок Чунский, деревни Кулиш, Паренда, Тарея, Мухино, Баер), Нукутский, Аларский и Заларинский районы.
В настоящее время в Иркутской области около 30 сельских населенных пунктов – места компактного проживания почти 40 тысяч татар, хотя перепись 2020 года показала, что, по официальной статистике, их число уменьшилось в два раза….
В Иркутске с XIX века татары традиционно проживали на улицах Саламатовской (Карла Либкнехта), Сарайной (Александра Невского), Ямской, Кузнецкой (Иосифа Уткина), Иерусалимской (Советской). Большинство жило в этом районе вблизи мечети до 1960-х годов, пока не началось массовое жилищное строительство.
Закладка Иркутской соборной мечети состоялась в 1897 году на Саламатовской улице. Под ее строительство свою деревянную усадьбу пожертвовали купцы Зайдулла и Шайхулла Шафигуллины. Мечеть была обшита калеванной доской под руст, украшена накладными элементами, имитирующими ордерную систему, и узорной резьбой, что характерно для деревянного зодчества Иркутска.
Как только мечеть открыли, начался сбор пожертвований на строительство каменного здания, которое построили в 1905 году из местного серовичного камня на известковом цементе. Верхние ярусы минарета были деревянными.
В образе минарета (в советское время разобран, в 2012 году восстановлен) видно влияние архитектуры мечетей Турции и Египта. Интересен интерьер мечети, который украшен цветным лепным декором: розетка в месте крепления люстры, бордюр по периметру потолка с растительным орнаментом и дополнительными виньетками в виде стилизованных венков с лавровыми ветками, а также «трофеями» в виде лука, колчана со стрелами и факела, окруженных цветочным орнаментом в углах потолка. Это отражает любовь татарского народа к полихромии, но также объясняется влиянием распространенного в Иркутске стиля нарышкинского барокко. Здание соборной мечети признано памятником федерального значения.
В деревне Шаховская в 1915 году была построена двухэтажная деревянная мечеть. На первом этаже располагались молельные залы для мужчин и женщин, на втором – медресе. Мечеть просуществовала до 1931 года, затем в здании разместилась народная школа. В середине XX века второй этаж был уничтожен, в настоящее время частично восстановлен, туда периодически приезжает мулла.
Самым богатым среди татар старого Иркутска был род Шафигуллиных. Шайхулла Шафигуллин дважды избирался гласным городской думы. Он был выходцем из крестьян Казанской губернии, стал купцом 2-й гильдии, создал торговый дом «Братья Шафигуллины». В 1900-е годы владел шубным и меховым магазином на улице Большой (Карла Маркса).
Основным занятием татар было земледелие. Семьи вели хозяйства, имели участки под пашню, сеяли пшеницу, рожь, овес, сажали картофель. Занимались также животноводством, извозом, мелкой торговлей, строительством, обработкой металла, портняжным делом работали в копях, по частному найму.
В заболоченных местах развивались охота, рыбалка, лесозаготовки. В Заларинском районе – войлоковаляние (пимокатный промысел), плотницкое ремесло. Широкое распространение получили традиционные виды женского рукоделия – ткачество, вышивка, вязание, лоскутное шитье.
Ткачество – старинный вид татарского промысла. Ранее мастерицы ткали одежду, полотенца, молитвенные коврики (намазлык), паласы. Ткани создавались на ткацких станках. Бабушки ткали занавески (чаршау и чыршау), потолочные занавеси, одежду. Полотенца, например, входили в приданое невесты.
Читайте дальше здесь
Текст опубликован в информационном бюллетене «Межнациональное Прибайкалье: дороги дружбы» в рамках реализации проекта фонда «Новый Альянс» при поддержке Губернского собрания общественности.
Погода