Режущий инструмент, разработанный сотрудниками ИрНИТУ и Иркутского авиазавода – филиала Корпорации «Иркут», будет применяться для производства самолета МС-21 при стыковке центроплана из композиционного материала с бортовой нервюрой крыла, выполненной из титанового сплава. Как сообщает пресс-служба вуза, высокотехнологичный и экономически эффективный инструмент позволит заводу не зависеть от зарубежных поставщиков.
Сверло для обработки отверстий в так называемых смешанных пакетах, содержащих металлы и полимерные композиционные материалы, университет и ИАЗ запатентовали в 2015 году. Авторами разработки являются начальник конструкторского бюро ИАЗ Евгений Каверзин и Юрий Иванов - руководитель опытного участка по обработке композиционных материалов для авиационной промышленности, созданного на базе вузовской лаборатории «Технологии высокопроизводительной механообработки, формообразования и упрочнения деталей машин». Опытная эксплуатация нового инструмента была проведена в лаборатории ИрНИТУ. Выбран оптимальный вариант по качеству, цене и стойкости инструмента.
Себестоимость оригинального сверла составляет не более пяти тыс. рублей, зарубежные аналоги стоят около 40 тыс. рублей. Стойкость инструмента позволяет просверлить 20 – 30 отверстий, для стыковки одного крыла может понадобиться 8 – 12 сверл. Стык каждой консоли крыла с центропланом содержит около 500 отверстий, половина из которых обрабатывается на ЗАО «АэроКомпозит», а другая половина - на Иркутском авиационном заводе непосредственно в процессе стыковки.
Сейчас в одном из цехов Иркутского авиазавода проходят промышленные испытания инструмента.