Продавать или не продавать - вот в чем вопрос...

В июле 2010 года компания «Сухой» заявила о завершении предварительных испытаний сверхманевренного многоцелевого истребителя поколения "4++" Су-35. Отличие от боевых машин пятого поколения, по заверениям разработчиков, состоит только в отстутствии технологии "стеллс". Хотя и без нее радиозаметность этого самолета заметно снижена за счет композиционных материалов и радиопоглощающих покрытий, установки радар-блокеров в воздухозаборники двигателей.

Истребитель Су-35 является глубокой модернизацией Су-27, имеет в значительной степени новый усиленный планер; в отличие от «старого» Су-35 не имеет переднего горизонтального оперения и тормозного щитка, торможение осуществляется отклонением рулей направления в разные стороны. Су-35С (маркировка, под которой он будет поставляться в ВВС России) обладает передовой информационно-управляющей системой, самой мощной в мире среди подобного класса РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой, а также новыми двигателями АЛ-41Ф1С разработки НПО «Сатурн» с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги, позволяющими развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.

Первый серийный Су-35С поднялся в воздух 3 мая 2011 года, 2 декабря того же года "на крыло" встал второй серийный Су-35С. 17 января 2012 года в воздух поднялся третий серийный Су-35С. 19 февраля 2012 года в воздух поднялся четвёртый серийный Су-35С.

Теперь российские чиновники решают вопрос о продаже этого уникального самолета в Китай. Интересно, они понимают, что

ПРОДАННОЕ НАМИ КИТАЮ ОРУЖИЕ ОДНАЖДЫ МОЖЕТ БЫТЬ ПОВЕРНУТО ПРОТИВ НАС?

Еще в 2008 году, во время проведения выставки «China Airshow», китайские военные заинтересовались новейшим российским истребителем Су-35. Через три года Китай начал официальные переговоры с Россией о поставках 48 истребителей китайским ВВС на сумму $4 млрд, а в начале марта этого года стало известно, что сделка, скорее всего, не состоится. Причем подписать данный крупнейший российско-китайский оружейный контракт мешает всего-навсего один пункт: российская сторона требует от китайской гарантий того, что Су-35 не будет скопирован в Поднебесной. Китайцы таких гарантий дать не могут или не хотят, и именно поэтому продажа истребителей оказалась под вопросом.

Опасения российской стороны вполне обоснованны, т. к. Китай ранее неоднократно копировал проданное ему вооружение, но… Надо признать честно: подобное требование выглядит так же глупо, как потребовать у волка стать вегетарианцем. Китай копировал, копирует и будет и дальше копировать все, что вызывает у него интерес. А истребители Су-35 интерес у него вызывают, причем немалый.

Стоит отметить, что срыв данного контракта будет скорее благом для России. И не потому, что китайцы, получив Су-35, моментально завалят весь мир его клонами по демпинговым ценам. Все это – мелочи, особенно если принимать во внимание геополитические аспекты. Ведь уже не первый год здравомыслящие люди твердят, что продавать современное оружие Китаю – это примерно то же самое, что своими руками рыть себе могилу.

Конечно, из-за срыва контракта российский бюджет недополучит $4 млрд, которые очень пригодились бы отечественному ВПК, но дело в том, что будущие потери могут быть во сто крат большими, особенно после того, как накачавший мускулы с помощью российских военных разработок китайский дракон наконец обратит пристальный взор на север. А в том, что он посматривает туда уже не один десяток лет, сомневаются только близорукие клинические оптимисты. Достаточно посмотреть на конфигурацию китайских аэродромов вдоль российской границы и на дислокацию бронетанковых частей. Оснащенных, кстати, новейшими танками, которые в другие части почему-то (интересно, почему?) не поступают.

Так уж получилось, что приобрести истребители четвертого поколения и уж тем более поколения 4++, к коим относится Су-35, Китай в настоящее время может только у России. Несмотря на партнерские отношения с Евросоюзом и США, купить подобные самолеты у них Китай не сможет ни при каких обстоятельствах. Американцы всегда ставили во главу своей военной доктрины авиационную составляющую, поэтому не просто ревностно, а очень ревностно следят за появлением новейших образцов авиационного вооружения у конкурентов, тем более у геополитических конкурентов, одним из которых является Китай. Поэтому можно не сомневаться, что если Китай попросит США продать ему, например, F-15 или F-16, которые появились на свет в 70-х годах прошлого века, то получит решительный отказ. Американцы продают эти самолеты по всему миру, даже в охваченный нескончаемой войной Ирак (F-16), и продадут кому угодно, но только не Китаю.

Вряд ли китайцам удастся чем-либо разжиться и в странах Евросоюза. Несмотря на то, что европейские истребители Typhoon и Rafale не оправдали экспортных надежд, китайцы все равно их не получат, даже если предложат очень хорошую цену. Китаю вряд ли продадут даже Mirage 2000, который французы снимают с вооружения, потому что подобная сделка сразу же вызовет гневный окрик «старшего брата» по НАТО – США. Единственно, что, может быть, «со скрипом» продадут китайцам, – так это Mirage F1 или Tornado, но китайцы и сами уже научились делать самолеты подобного уровня. Вместе с тем французы со своим Rafale и представители консорциума Eurofighter (производитель истребителя Typhoon) чуть ли не в ногах валялись у индийских чиновников, когда те объявили тендер на поставку 126 истребителей для своих ВВС, а до этого безуспешно околачивали пороги многих оборонных ведомств по всему миру, обходя при этом Китай стороной.

Вот и остается китайцам обращаться к российским партнерам, которых, похоже, единственное, что волнует, – так это соблюдение авторских прав. А то, что соседнее стремительно вооружающееся государство получит один из лучших истребителей мира, наших чиновников мало заботит. Четыре миллиарда долларов – очень хорошая сумма, особенно если учесть, что китайские Су-35 придется еще какое-то время обслуживать, снабжать запчастями и заниматься профилактикой, что выльется еще в сотни миллионов долларов. В общем, кое-кто снимет с этой сделки хорошие «пенки». А дальше…

В принципе, ничто не мешает Китаю дать обещание не копировать Су-35. А потом – скопировать. И что в таком случае сделает российская сторона? Подаст в суд? В какой? Нет в мире такого суда, на решения которого китайцы не плевали бы с высокой пагоды. Для Китая международные суды – не указ. Может, Россия попытается силой заставить китайцев выполнять свои обязательства? Не надо забывать, что нынешняя Россия – не СССР эпохи застоя, над которым так любят потешаться сейчас либеральные интеллектуалы. Это при анекдотичном Леониде Ильиче китайцы получили по сусалам, попробовав бандитским наскоком отхватить часть советской территории, после чего на подобные выходки больше не решались. Но нынешняя власть предпочтет «договариваться» по любому вопросу. Тем более никто не будет портить с китайцами отношения, и уж тем более «давить» на них из-за такой «мелочи», как нарушенные контрактные обязательства. В конце концов, китайцы обворовали полмира, скопировав все что только можно – от шлепанцев до скоростных поездов и самолетов.

А что выиграет Россия, отказавшись продавать Китаю Су-35? Во-первых, еще несколько лет китайские ВВС будут иметь пусть и неплохую, но далеко не самую современную технику. Это означает, что российская авиация хотя бы качественно не будет уступать китайской, особенно после того, как начнется выпуск отечественного «стелса» – истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т-50). Во-вторых, Китай не ознакомится с современными технологиями, и китайская промышленность не сможет преодолеть техническое отставание благодаря быстрому рывку, каковой она могла бы сделать, ознакомившись с конструкцией Су-35. А это – еще несколько выигранных лет. И, в-третьих, не надо забывать, что китайцы не только копируют существующие образцы вооружения, но и дорабатывают. Поэтому нельзя исключать такую возможность, что, получив Су-35, китайцы его не только «переосмыслят», но и внесут некоторые изменения. При этом китайский истребитель может оказаться не хуже, а даже лучше своего российского прародителя. И уж точно более массовым, т. к. ВВС России до 2020 года получат те же самые 48 Су-35, что и планировалось продать Китаю.

Пока наши чиновники из Минобороны подсчитывают каждую потраченную копейку, китайцы, не будучи дураками, изначально планируют строить самолеты массовой серией, благодаря чему себестоимость каждой машины получается ниже, а войска в нужном количестве получают современную технику. В то время как российские Су-35, похоже, так и будут штучными самолетами, выпускаемыми по дюжине в год (план выпуска на 2012 год – 8 истребителей). Тем более что после гибели М.Каддафи, «лицензию на убийство» которого в числе прочих подписала и Россия, сорвался контракт на поставку Су-35 в Ливию.

Так что если Су-35 так и не полетят в Китай, Россия от этого только выиграет. Незачем нам вооружать соседа, тем более такого амбициозного и стремительно растущего, как Китай. И сколько бы политики обеих стран ни говорили о мире и дружбе, надо реально смотреть на вещи. Что видит Китай за Амуром? Страну с вымирающим населением, полуразложившейся коррумпированной властью, деградирующей армией и колоссальными природными богатствами, которые очень нужны растущей гигантскими темпами китайской экономике.

Возможно, сами по себе российские территории Китаю и неинтересны (его вполне устроит и нынешняя граница по Амуру), но ему нужен контроль над их ресурсами. А наиболее эффективно этого можно добиться только путем давления на соседа. Уступит по-хорошему – что ж, мир-дружба продолжаются. Нет – будем говорить на языке снарядов и ракет. Вот тогда-то и пригодятся те самые Су-35 (и не только они), которые Россия по собственной глупости предоставила Народно-освободительной армии Китая, которая давно готова отправиться в «освободительный» поход на сопредельную территорию. «Сопредельная территория» пока конкретно не называется, но о какой стране идет речь, прекрасно знает любой китайский школьник.

Плеханов Александр

"Байкал24"

впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ