Без декоративных украшений, скамеек, фонарей на кованой металлической основе, других, казалось бы, мелочей город станет холодным и неприветливым, особенно в Сибири, у нас в Иркутске.
Авторы этих работ — художники-декораторы, среди которых лидирующее место занимает Виктор Огиенко. Сегодня он увлечен живописью, говорит, что работой по металлу, резьбой по дереву с годами заниматься стало тяжеловато. Но душа тянется к любимой сфере деятельности. Для Иркутска, который только еще готовился к 350-летнему юбилею, он делал эскизы уличных светильников и скамеек, выкованных из металла. Работы, выполненные художником в городе, вкупе создают особую, теплую и эстетичную среду обитания, и все — благодаря тому, что многие уголки стали настоящими произведениями искусства.
Он — постоянный участник выставок российского, всесоюзного и международного уровней. Медали, изготовленные Огиенко к Дню космонавтики, юбилею БАМа, закуплены крупнейшими российскими институтами и музеями. На счету Виктора Николаевича — запатентованные проекты, запущенные в производство заводами и фабриками в счастливое для декоративно-прикладного искусства советское время. Тогда же он был награжден Золотой медалью ВДНХ.
Сегодня Огиенко считает себя сибиряком. Его творчество реализовалось в Братске и Иркутске, а вот обучение проходило в других местах. Родился Виктор Николаевич в Запорожье, там же начал заниматься рисованием в художественной студии Дворца пионеров. Мальчик мог часами просиживать за альбомами и красками в ожидании, когда родители, оба преподаватели истории, не придут с работы. Дальнейший путь по окончании школы был предрешен: он стал студентом художественного училища имени Грабаря в Ужгороде. Преподаватели там были удивительные — выпускники Венской, Парижской, Будапештской академий искусств. Объяснялось все просто: Ужгород — украинский город на границе с Польшей, Румынией, Венгрией, до революции многие могли учиться там, где было интересно и перспективно для будущей профессии.
Прежде чем продолжить образование в Москве, молодой человек, научившийся студентом не только подрабатывать, но и зарабатывать, совершил «турне» по городам, славящимся своими художественными школами. Побывал в Прибалтике, Ленинграде, Львове (там очень сильна школа керамики), Минске. Более других ему понравилось Московское высшее художественно-промышленное училище, бывшее Строгановское. Поступил на отделение дизайна — художественного конструирования. Учился работе по металлу, его ковке, сварке, изготовлению ювелирных изделий. В программе было обучение студентов работе с пластмассой, деревом, керамикой, стеклом. Огиенко выдувал из раскаленной массы стеклянные сосуды, вазы, осваивал мастерство резьбы по стеклу. Но главным притяжением студента в училище стал металл.
Его дипломная работа была нестандартной. Уральский завод чугунного литья заказал училищу комплект посуды из серебра для системы «Интурист». Огиенко сделал тогда из серебра столовый набор, в который входило около пятидесяти предметов на персону. Заказ был запатентован, дипломник получил за него 48 рублей — немалые по тем временам деньги.
Огиенко мог бы распределиться в Москву, где подрабатывал на Мосфильме на четвертом и пятом курсах, но выбрал город Братск. Незадолго до окончания училища у них в гостях побывали братчане — провели вечер в общежитии, где пели под гитару песни Пахмутовой, рассказывали о городе на Ангаре. Сердце молодого прикладника переполнилось романтикой, обещаниями безграничных возможностей в работе.
Вожделенную для многих молодых художников мастерскую Огиенко в Братске получил. С работой тоже все складывалось удачно, любое начинание художника получало поддержку. В 70-е годы в городе не было общественного здания, которое бы не украшалось яркими интерьерами с затейливой резьбой по дереву или металлической окантовкой. Из рядового художника Виктор Николаевич вскоре стал главным художником, а затем — директором Иркутского отделения художественного фонда Союза художников России. В Братске же получил и интересный заказ на оформление культурного центра в городе Карл-Маркс-Штадте.
С иркутской делегацией, отправившейся в ГДР на юбилейные торжества, он возил выставку художественных изделий авторов из Иркутской области. Разговорившись с мэром Карл-Маркс-Штадта, художник предложил сделать для города-побратима какой-нибудь интересный проект. Вернувшись в Братск, узнал, что идея поддержана и его вызывают в ГДР для ознакомления с объектом.
Огиенко показали огромный, расположенный в одном из микрорайонов города комплекс, на втором этаже которого планировалось открытие ресторана с баром, винным, танцевальным, банкетным залами. Эти площади и предложили оформить иркутянам. Сделав обмеры, Виктор Николаевич вернулся в Иркутск. С художниками Аркадием и Натальей Лодяновыми, Людмилой и Сергеем Назаровыми, другими монументалистами и прикладниками Иркутска начали работать над проектом.
Предусматривали все, не только интерьеры, но и дресс-код для официантов и даже дизайн папок для меню. Комплекс получил название «Байкал», а для полного соответствия немецкие повара даже приезжали в Иркутск, чтобы освоить сибирскую кухню. Огиенко стал почетным гражданином Карл-Маркс-Штадта, а в ответ художники из Германии оформили в нашем городе ресторан «Фихтельберг».
Вернувшись из ГДР, Виктор Николаевич переехал в Иркутск и стал работать главным художником художественного фонда Союза художников. Иркутску в тот год исполнялось 325 лет. Он руководил художниками и сам выполнял многочисленные заказы, поступавшие от учреждений, которые старались сделать город к юбилею нарядным и ярким. Работы было много, успевай выполнять. И вдруг — тишина...
Пришли годы перестройки. Искусство было отодвинуто на задний план, прикладное — в особенности. Огиенко начал преподавать рисунок и живопись на декоративно-прикладном отделении в художественном училище. В начале 90-х годов в Иркутск приехала делегация художников из Южной Кореи, кураторство которой поручили Виктору Николаевичу. За две недели он близко сошелся с профессором Тэйджонского университета изящных искусств Ким Чи Джуном, с которым они оказались одного дня, месяца и года рождения. Тот и предложил ему преподавательскую работу в университете Pe Dge.
От Кореи впечатления остались незабываемые, остался и договор, который по инициативе Огиенко был заключен между училищем и университетом. Стал возможен обмен практиками и пленэрами между студентами и преподавателями этих учреждений, а значит — более глубокое понимание двух культур…
Несмотря на ностальгию по Украине, Огиенко корнями врос в Сибирь. О его любви к ней говорит оформленные им в порту Байкал — отправной точке Кругобайкальской железной дороги — вокзал, привокзальная площадь, музей. Так к памятнику инженерной архитектуры, каковым признана КБЖД, присоединилось здесь и декоративно-прикладное искусство, делающее это место особенно притягательным.
Виктор Николаевич Огиенко — человек деятельный. Его личность интересна не только творчеством, но и обширными знаниями в области изобразительного искусства, истории, мастерство рассказчика, умеющего даже бытовую деталь своей биографии сделать яркой и колоритной. Что помогло состояться художнику? Наверное, талант, дарованный свыше и отточенный в неустанных трудах, работоспособность, внутреннее горение. «Покой нам только снится…» — эти слова мог бы смело отнести к самому себе Виктор Огиенко.