Мы сидим за столиком в кафе. «Замечательный у вас город, - говорит мой собеседник Когстантин Зинич - приглашенный в Читу красноярский скульптор. - Город большой истории и славы. В Чите обязательно должны быть памятники декабристам и узникам ГУЛАГа. У вас родились знаменитый музыкант Олег Лундстрем, известные всей стране братья Соломины. Актёр Александр Михайлов – забайкалец, колоритнейшая фигура. Но знают ли об этом молодые? Много хочется сделать, работы – поле не паханное…».
- Вы не доктор, не учитель… Скульптор.
Да. Просто скульптор. Хотя я и преподавал, и преподаю - архитектурное образование есть. А потом просто увлёкся и пошёл в скульптуру. Жалею только, что с самого начала не выбрал это ремесло. И вот уже 15 лет занимаюсь скульптурой.
- Константин, вы много ездите по стране. Что вас привело в Читу?
Езжу, действительно, много. Сочи, Ереван, Екатеринбург, Красноярский край, Кузбасс, Туапсе, Владивосток… И вот Чита. Первый раз сюда приехал года два назад для работы в микрорайоне «Октябрьский». Нашли меня по интернету, пригласили. Бульвар для молодых, для детей, в середине – фонтан с дельфинами. Чуть ниже по аллее - безопасные детские аттракционы. Чистота…
- Вы тогда говорили, что неплохо там скульптуру дворника поставить…
Да, была такая идея, там, где часы, поставить «Дворника». Как напоминание о том, что дворник работает для жителей! В Красноярске много скульптур людям разных профессий – учительнице, фотографу, мебельщику, строителю, коммунальщикам...
- Ведь была работа и в Краснокаменске?
Там в прошлом году установил бюст Сталя Сергеевича Покровского - первого директора ОАО ППГХО. Работа в Краснокаменске будет продолжаться – будет парк и памятник основателям, то есть строителям города. И скульптура Сталя Покровского в центре.
- И ещё будет работа в микрорайоне «Царский»…
- На днях собирались руководители проекта и местные историки. Сейчас мы изучаем фотографии, историческую тематику, посвященную цесаревичу Николаю, его поездке по Забайкалью. Есть предложения сделать арку, путь его следования. Здесь будут скульптурные композиции, рельефные изображения.
Пригласили меня для работы и ваши сотрудники полиции и ОМОНа. Объект – памятник нашим современникам, погибшим в горячих точках. Срок – 22 июня, День памяти и скорби.
- Приходит идея. А дальше?
Меня пригласили, объяснили, что нужно. Я познакомился с людьми, занимающимися историей города Читы, с их мнением. Начался сбор информации. Идеи излагаются в эскизном варианте. В следующий приезд будем редактировать, затем – утверждение основных идейных концепций. Лепится небольшая, сантиметров 50, фигурка в пластилине. Когда эта фигурка полностью утверждается, начинаю лепить в натуральную величину в глине. Затем формуется, отливается в гипсе и отправляется в литейный цех.
- В Красноярске?
Да. Там у меня своя литейная компания.
- Обратила внимание, что вы не любите гигантские формы?
Нет, и монументальные скульптуры у меня тоже есть. Например, сейчас во Владивосток едет памятник из гранита – однофигурная композиция Ильи Муромца, покровителя пограничников. Ещё во Владивостоке утвержден проект четырехметровой бронзовой скульптуры Муравьева-Амурского, губернатора и основателя города, прах которого в 90-е годы прошлого века перенесли из Парижа, по его завещанию, на Родину. Есть предложение во Владивостоке поставить статую Георгия-Победоносца, на холме, в бухте. Он, покровитель моряков, будет провожать и встречать корабли. В городе Прокопьевске - большая фигура, более четырех метров, Иисуса Христа на пятиметровом пьедестале. В Москве на Волоколамском шоссе «Мемориал воинам-сибирякам» в 2001 году поставили – три пятиметровые фигуры. Президент Путин на открытие приезжал.
- Но и маленькие композиции есть, такие как скульптура рыбки-ставридки в Туапсе?
Да, но рыбка эта непростая. В Туапсе во время Великой Отечественной войны людей от голода спасали водоросли и ставрида. Я решил эту идею воплотить как фонтан с зарослями морских водорослей и плывущую через них стаю ставриды. Люди очень любят эту небольшую композицию, она просто дышит теплотой. Скульптура эта была воплощена в бронзе и быстро стала популярной у горожан – ежедневно десятки людей приезжают к памятнику и трут его части «на счастье».
Много таких небольших композиций в Кузбассе. В Прокопьевске - статуи Пушкина, сантехника «Саныча», композиция «Адам и Ева», бронзовая «Дворничиха» - с метлой, собакой и кошкой. Невдалеке от них – «Дядя Степа-милиционер»: ростом выше двух метров, с полосатой палочкой в руках, он пропускает через дорогу выводок утят. Сквер, который стал местом установки памятника, также оборудован в милицейском стиле, даже фонари в нём имеют форму светофоров. В Кузбассе очень люблю работать. Встречался с Аманом Тулеевым. Удивляюсь этому человеку! В прошлом году открыл два завода! На днях туда Путин приезжал, именно на одном из этих заводов был митинг. Тулеев – человек чуткий, мыслящий. Всё продумывает: есть уголь – построил вагоноремонтный завод. Вот бы побольше таких губернаторов в России! И в культурном плане у него идей много. Лет пять я работаю с ним.
Кстати, герой детской книжки Сергея Михалкова дядя Степа также уже увековечен в Москве и Ульяновске.
- Есть любимые работы?
Люблю работать по сказкам Пушкина. Тема Пушкина трогает, она мало раскрыта. Первый опыт был в Абакане. В этом сквере любят бывать молодые мамы с ребятишками. Скульптуры невысокие, их можно потрогать, обнять, сфотографироваться рядом, а мамы тем временем расскажут, напомнят сказку. Вот у вас в Чите есть библиотека им. Пушкина и площадь большая, которую вполне можно было бы украсить такими скульптурами. Думаю, появилось бы замечательное место отдыха в центре города.
- Я слышала, что у вас большая семья, и дети нередко помогают вам в работе?
У меня шестеро детей: три мальчика и три девочки. Младшей дочке пять месяцев. Когда я делал памятник «Дети войны» для Красноярска, мне позировали мои дети. Две бронзовые фигурки - хрупкая девочка держит в правой руке кусочек хлеба, суточный паёк блокадников. Рядом с ней малыш с бидончиком, с какими ходили на Неву за водой. Позади них саночки, на них возили воду и умерших от голода. Скорбная пара стоят на фоне решетки Летнего сада. Мои дети были натурой. Я собирал одежду, где-то на рынке валеночки поношенные купил. Сначала лепил детей в натуральную величину, а потом без них уже создавал образ детей того времени...
- Как супруга относится к вашей большой загруженности?
Терпит. Дома у меня тоже сплошная мастерская. Дети лепят и рисуют со мной. И я вижу, что у них все есть: чувство объема, силуэта. Иной раз им такое в голову приходит, чего я не вижу.
- Из какого материала ещё работаете?
Дерево, пластик, гипс, которые тонируются под бронзу и мрамор. Работаю с интерьерами - английские пабы, например. В Красноярске из гипса слепил скульптуру Романа Абрамовича, затонировал под бронзу. Стоит в пабе-ресторане. Хочу в Красноярском крае возродить литье колоколов. Во Владивостоке несколько таких объектов намечается. Приходилось работать в мозаике с использованием природного камня в цветовой гамме. В Абакане есть храм святых Константина и Елены, на наружных стенах которого были иконы, расписанные краской, но со временем потерявшие вид. Я выложил иконы из камня – такие цветные природные камни только в Китае можно найти. Теперь они очень хорошо смотрятся, и сохранность отличная.
- В Китае, значит, тоже приходилось бывать?
Я там работал в городе Сямынь. Китайские мастера делали скульптуры русских людей – приглашали поправить. Недавно ездил туда – получил приглашение сделать памятники Сурикову и Репину, а также объемные, декоративные панно на фасады православной тематики.
- Вы и преподаете?
Да, в Сибирском федеральном университете Красноярска преподаю скульптуру и композицию, учу студентов литью, ковке, обработке камня. Потом ребята идут ко мне на практику. Сейчас готовятся к открытию филиалы в Абакане и Новокузнецке. Кстати, можно подумать на перспективу – в Чите же есть художественное отделение в педуниверситете. Можно спецкурс организовать. Думаю при моей литейной компании ещё две-три мастерских открыть, будет дополнительное место для практики.
Справка: Зинич Константин Михайлович, художник-скульптор. Родился 28 декабря 1962 г. в с. Шагирт (Пермская обл.). В 1983 году окончил Кунгурское художественное училище. В 1983-85 гг. служил в армии. В 1993 году окончил художественное отделение Красноярского института искусств. С 1995 г. по 1998 г. обучался в творческих мастерских отделения «Урал, Сибирь, Дальний Восток» Российской академии художеств (г. Красноярск) под руководством вице-президента PAX профессора Ю. П. Ишханова. С 1998 г. - свободный художник. За реализацию проекта «Памятник командору Резанову» в 2007 году Константину Зиничу присвоено звание лауреата премии «Наследие» в номинации «Скульптура».
Ирина Баринова