В Иркутске завершается масштабный переход на пятидневную учебную неделю: почти все начальные классы (1–4) теперь учатся только с понедельника по пятницу. В половине школ этот формат распространили и на среднее звено. Однако за внешней прогрессивностью скрываются острые системные проблемы: перегруженность учителей, двухсменный режим, нехватка пространства и риски для качества знаний. Об этом пишет «Ирсити».
Об этом на депутатских слушаниях 29 октября сообщила начальник департамента образования городской администрации Анжела Головко. По её данным, 35 школ полностью перешли на пятидневку — первой в 2021 году это сделала школа № 19. Ещё 35 учреждений внедрили гибридный формат: младшие и средние классы учатся пять дней в неделю, а старшеклассники (чаще всего 10–11-е классы) по-прежнему приходят и по субботам.
Лишь три школы — лицеи № 2, № 3 и лицей ИГУ — сохранили полноценную шестидневную учебную неделю.
В общей сложности около 75 тысяч иркутских школьников теперь учатся пять дней в неделю. Но более 15 тысяч по-прежнему вынуждены посещать занятия и в субботу.
Как пояснила Головко, переход на пятидневку — это не вопрос желания, а вопрос возможностей. Многие школы физически не справляются с нагрузкой:
- Переполненные классы (в некоторых — по 35–40 учеников);
Обучение в две смены, из-за чего расписание «растягивается» на субботу;
- Не хватает спортивных залов, столовых, кабинетов для полноценного пятидневного цикла;
- Кадровый голод: учителей не хватает, а те, что есть, перегружены. В некоторых школах даже приходится привлекать «почасовиков» из колледжей и других школ.
«Мы не можем просто взять и отменить субботу, если в здании нет условий для эффективной пятидневной работы», — подчеркнула чиновница.
Самый тревожный момент — потеря учебного времени. По оценкам департамента, из-за сокращения количества учебных дней в неделю школьники теряют от 200 до 500 академических часов в год. Это почти целый семестр по некоторым предметам.
«При любых нововведениях есть риски, — признала Головко. — Мы будем сравнивать результаты выпускников четвёртых классов с результатами предыдущих лет. Только на основе этих данных и мнений педагогов мы примем решение, стоит ли продолжать в том же духе».
Пока власти Иркутска идут методом проб и ошибок. Пятидневка выглядит как шаг к «европейскому» графику, но без решения фундаментальных проблем — переполненности школ, нехватки учителей и устаревшей инфраструктуры — она может обернуться падением качества образования.
Погода