Во время авиакатастрофы в Иркутске Су-30СМ ушёл в землю на шесть метров

Близкий к расследованию авиакатастрофы Су-30СМ в Иркутске источник сообщил ИД «Коммерсантъ», что эксперты расшифровывают найденный на месте катастрофы бортовой параметрический самописец, зарегистрировавший параметры последнего полета военного самолёта.

В минувшее воскресенье истребитель Су-30СМ вылетел с аэродрома Иркутского авиационного завода (филиал ПАО «Корпорация "Иркут" госкорпорации ОАК) в рамках завершающего этапа приемо-сдаточных испытаний перед вводом в эксплуатацию.

Испытания проводились на высоте 9 тыс. м, при наборе высоты оба пилота одновременно перестали выходить на связь с руководителем полетов.

Главный испытатель истребителей семейства «Сухой» в России Сергей Михайлюк на другом самолёте приблизился к терпящему бедствие истребителю и увидел, что оба пилота безвольно сидят в креслах, опустив головы.

Автоматическая система истребителя провела намеченные тесты за летчиков и вернула Су-30СМ к заводскому аэродрому. Для ухода машины в глиссаду (наклонную прямую до точки приземления на полосе) экипаж должен был вручную снизить скорость с 800–900 км/час до 300–350 км/час.

Но сделать это оказалось некому, и автопилот отправил истребитель в долгое кружение над городом. Машину с двумя пилотами в бессознательном состоянии по условному кругу на высоте около 600 м вела система автоматического управления.

После полного расходования запаса топлива истребитель с заглохшими двигателями должен был потерять скорость и сорваться в штопор. Но произошло совсем другое: через 40 минут машина резко опустила нос и при работающих двигателях понеслась к земле.

У автоматики Су-30СМ не было возможностей сделать подобное. Так что основной версией авиакатастрофы считается, что потерявший сознание пилот непроизвольно склонился к ручке управления.

Ремни, которые должны были удержать пилота от падения могли быть отстёгнуты самими летчиками, которые пытались выжить. В пике самолёт ушёл, по мнению экспертов, потому что один из летчиков непроизвольно повалился с кресла и задел многофункциональную ручку управления самолётом.

Причины потери сознания пилотов установить достоверно не получится, поскольку система обеспечения экипажа кислородом находилась на носу и была полностью уничтожена. Кислородно-дыхательная аппаратура истребителя КДА-15 располагалась в передней части самолета, а удар машины в землю был такой силы, что носовая часть заглубилась на 6 метров в землю. Кислородные баллоны, переходники, шланги и редукторы от удара превратились в прах.

Эксперты считают причиной одновременного обморока и смерти пилотов отравление азотом, которым по ошибке были заполнены баллоны их кислородно-дыхательной аппаратуры. С высоты примерно в 5 тыс. м в дыхательные маски летчиков совместно с забортным воздухом начинает подаваться кислород из баллонов.

Азот в системе мог оказаться после оппрессовки — проверки на прочность и герметичность под повышенным давлением. Но до сих пор СКР не заявлял о подозрениях в адрес организаторов летных испытаний и наземных служб, готовивших истребитель к полету.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ