Иркутский ТЮЗ: простая формула любви

«Я ехала домой, душа была полна…». Начальные строки этого старинного романса неотвязно засели в голове, потому что вернее всего отражали мое внутреннее состояние. Сама не знаю почему, но всю дорогу я улыбалась. Настроение было прекрасным. Меня переполнял какой-то внутренний свет и тепло. Вновь и вновь в памяти всплывали пережитые радостные волнения.

Яркий солнечный день. Синее-синее небо. Как всегда, оживленная улица Ленина, дом 23. Вход в здание ТЮЗа имени А.Вампилова празднично украшен. Нарядная публика, улыбки, приветствия, цветы, поздравления. 9 октября театр отмечал свой юбилей, 85 лет со дня основания. На здании, по его фасаду, большая, яркая, цвета морской волны, растяжка, на которой — черным по голубому —«Люди, львы, орлы и куропатки…». Именно так назывался юбилейный вечер.

Сразу приходит на ум монолог Нины Заречной из чеховской «Чайки». Это уже интересно. Обычно юбилейные вечера выстраивают как капустники, из концертных отрывков или сцен из спектаклей, чтобы в укороченном варианте показать «вехи пройденного пути». Здесь что-то новое. Заявка, во всяком случае, интересна. Вхожу в фойе. Здесь уже шумно и многоголосо гудит зритель.

Ярко, объемно, широко развернута выставка детских рисунков-поздравлений к юбилею театра, только что закончилась пресс-конференция для СМИ города с участием директора театра, заслуженного работника культуры РФ Виктора Токарева и главного режиссера, заслуженного артиста РФ Геннадия Гущина, и начинается презентация портрета заслуженного артиста России Олега Тупицы работы известного иркутского художника Татьяны Ларёвой. Это уже тринадцатый по счету портрет в галерее вампиловцев, которую пишет для театра художница. К юбилею театра приурочено и открытие музея, экспозиция которого поможет перелистать страницы прошлого и настоящего театра.

Но вот раздается третий звонок, пора в зал, самые нетерпеливые зрители уже здесь. Всем поскорее хочется увидеть юбилейный спектакль. В самом названии — интрига. Почему Чехов? Почему монолог Нины в названии вечера? Но вот свет гаснет, звучит музыка. Начинается.

Скажу заранее, что декорация, стоящая на сцене, узнаваема. Это первое действие «Чайки», и уже до начала она настраивала на определенную атмосферу. Этот подиум за занавеской в глубине, где должна была появиться Нина, и две скамейки по краям сцены для «зрителей» театра Кости Треплева, среди которых должна появиться его мать, Аркадина, которую он и любит, и боится, отчего волнуется еще больше… А где-то там, за садом, куда уносит нас наша зрительская фантазия, переливаясь в лучах восходящей луны, блестит и дышит «колдовское озеро» и кружит чайка…

На сцене появляются Маша и Медведенко, затем Сорин и возбужденный Костя Треплев, который все твердит о новых театральных формах.

Пока все идет гладко и по Чехову, без купюр и сокращений. Атмосфера напряженности действия, какого-то ожидания очень хорошо передается актерами. Но вот начинается самый настоящий театр внутри театра, когда появляется Нина и произносит свой знаменитый монолог. Вдруг в ткань действия врываются реплики Аркадиной, возмущение Кости, остановка спектакля, крики: «Занавес! Занавес!». Спектакль Треплева сорван.

Зрители юбилейного вечера наблюдали удивительно тонкую атмосферу, складывающуюся между героями, когда проживался каждый кусочек сценического времени, каждый характер, ситуация, мгновение. Актеры сумели за короткое время создать чеховский мир, особое настроение правды всего происходящего. И подумалось о том, насколько велик потенциал труппы вампиловцев, как они сильны в любом предлагаемом материале, насколько доступен им и слог высокой классики, и материал детской сказки.

А тем временем будто сам Чехов решил вступить в игру и поиронизировать, разрядить обстановку, подсказав театру дальнейший крутой поворот событий, которого не ожидали зрители. Но тем и интересней жизнь, когда в ней случаются такие неожиданности.

«Я — чайка»… — еще звучало в ушах публики, но нашим взорам уже предстали совсем иные персонажи театра Кости Треплева. А именно те, о которых говорила в своем монологе Нина и которых Антон Павлович просто не вывел на авансцену, но о которых написал… Теперь сценарий вечера пошел совсем по иному пути. По тому пути, который был подсказан театру великим автором. А почему нет?! Чехов — большой фантазер, умеющий заглянуть за грань времени и обратить наши очи внутрь себя, писатель, умеющий смеяться над слабостями людскими, любя и жалея людей, умеющий сказать свое слово правды, в которой есть место и юмору, и иронии. Поэтому артисты решили шутить по полной программе.

Вдруг осторожно открылся краешек треплевского театрального занавеса, и показалась сначала маска, а потом лицо. А потом и сам занавес раздвинулся, и открылись взору зрителей разномастные персонажи. Не буду перечислять их по названиям, но это были те самые «души», о которых говорила в монологе Нина. От неожиданности в зале даже раздались аплодисменты. «Души» поснимали театральные маски и предстали в своем истинном обличье, то есть просто актерами ТЮЗа, которых Костя пригласил играть в свой театр новых форм.

«Он обещал хорошо заплатить, — горячились артисты, — мы и соблазнились, а что теперь делать, спектакль-то не сыгран, спектакль сорван! Гонорара не получим, а домой как добираться?». И т. д. и т. д.

Своими словами передавать всю эту феерию выдумки, фантазии, самоиронии и великолепной игры нет смысла, потому что утратится аромат шутки и превращений и всего того, что я увидела на сцене. Праздник вполне в духе Антона Павловича. Не только я сумела оценить смелость режиссера и автора инсценировки Виктора Токарева именно так суметь преподнести и так трактовать его «Чайку», весь зрительный зал аплодировал и кричал «Браво!».

Думаю, что, если бы и сам Чехов, случись, присутствовал на юбилее и сидел в зале, он очень бы порадовался за театр и за те новые формы, которые вампиловцы сумели найти и предложить зрителю. Ирония, умение посмеяться над собой, какой-то добрый свет и добрая улыбка, я думаю, осенила бы его лицо.

Вампиловцы сумели показать, что они мастера осваивать не только классику, но и предложенные режиссером иные формы, что юмор, ирония и даже карикатура им по плечу. Они сумели показать и ресурс труппы, ее обширные возможности.

Спектакль был очень необычным, за эту неординарность и смелость зрители и благодарили.

После отыгранного спектакля начались поздравления. От областной администрации и губернатора Сергея Ерощенко подарок преподнес министр культуры Виталий Барышников, от Законодательного собрания, от мэра Иркутска, от городского управления культуры. Приветствия прозвучали от Детского фонда, от совета ветеранов, от театров города, от Союза театральных деятелей, от многих и многих друзей.

Меня не оставляло чувство соучастия в увиденном, внутренней радости за театр. Он приглашал к диалогу, он приглашал думать и размышлять. Эти ощущения не проходили ни после спектакля, ни на следующее утро. Я шла по бульвару, начинало смеркаться. Ветер гнал листья по мостовой. Мимо спешили прохожие, и я с интересом вглядывалась в их лица. На вечереющее небо осторожно выкатилась бледная луна и повисла над старым высоким тополем, словно запутавшись в его ветвях. Ну чем не декорация для театра Кости Треплева?

…Все мы живем на одной земле, играем свои роли, ищем себя и применение своим силам, возможностям, талантам. Все пришли в этот мир и покинем его каждый в свой день и час. Но пока мы живем и дышим, мы должны любить и смеяться, радоваться и печалиться, приглашать друзей и веселиться, размышлять о жизни и милосердии, говорить о добре и человечности. Мы очень-очень должны любить друг друга…

Лора Тирон, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Поклонники ТЮЗа в день торжества

"Байкал24"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ