Все инноваторы попадают в рай

Сложен земной путь инноватора: безденежье, работа по 20 часов в сутки, идея, в которую никто кроме тебя не верит. Существование в таком режиме еще можно себе представить, если ты студент. А если нет? Если дома уставшая жена и тихие, изможденные голодом дети? Если все твои ровесники давно уже ездят на дорогих иномарках и платят ипотеку, а тебе даже нечем похвастаться в Одноклассниках? Сложен земной путь инноватора, но тем светлей и радостней встреча с ангелами... бизнес-ангелами.

О том, что это за люди, много ли их в Иркутске, чем они занимаются, а главное зачем, – обо всем этом мы расспросили Евгения Семёнова, начальника управления инновационного развития Иркутского государственного университета и директора стартап-школы «Тайга».

– Евгений, если понятие бизнес-ангелы очистить от клерикальноромантической составляющей, то что оно в себя будет включать? Кто такие бизнес-ангелы без нимбов и крыльев?

– На самом деле есть такое общеизвестное слово – меценат, так вот бизнес-ангел – это синоним этого слова. В начале XX века в Америке так называли людей, которые давали свои деньги на постановку мюзиклов на Бродвее. Обычный инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает получить прибыль и бывает серьезно огорчен, если этого не происходит. Бизнес-ангелы заинтересованы не столько в коммерческом успехе, сколько в том, чтобы поучаствовать в проекте и попытаться создать что-то новое. Хотя от своей доли в случае успеха предприятия не отказываются. Строго говоря, это инвесторы, которые инвестируют проекты на ранних стадиях развития, когда риск потерять деньги наиболее велик.

– То есть по сути этот вид инвестирования построен на личных отношениях: нравится бизнесмену человек, его взгляды на жизнь, его мечта – он дает деньги, нет – не дает?

– Совершенно верно.

– Много ли в Иркутске людей, которых можно назвать бизнес-ангелами и не получить за это по морде?

– Да, некоторым не нравится, когда их так называют, но по морде – это, конечно, перебор. Вообще, явных типичных бизнес-ангелов у нас примерно 15 человек. Я считаю, что это много. Много для Иркутска.

- Расскажите, что это за люди.

– Я могу несколько человек назвать, чтобы было понятно, что это не миф. Вот, например, Юрий Евгеньевич Коренев, человек, который не афиширует, что состоит в Байкальском сообществе бизнес-ангелов, но на самом деле является нашим предводителем.

– А мне казалось, что вы главный вдохновитель наших побед на ниве инноваций...

– Ну что вы – я скорее координатор. Исполнительный директор в кавычках, поскольку организация наша юридически не оформлена, и общение здесь носит неформальный характер. Моя задача обеспечивать процесс взаимодействия инноваторов и инвесторов, делать его максимально удобным. Так вот с Юрием Евгеньевичем я познакомился достаточно давно, когда еще работал в мэрии. Он искал инновационные проекты в области потребительского рынка, естественно, обратился ко мне. С тех пор мы с ним сотрудничаем. Не далее как первого октября провели очередную бизнес-сессию Байкальского сообщества бизнес-ангелов в его заведении «Хмельное подворье» в 130-м квартале. Есть еще такой человек как Александр Соболев. Он сейчас увлекся проектом изготовления пчелиного мёда с использованием новой конструкции улья. Сам вникает во все дела, решает вопросы и т.д.

– Хорошо. А если дать краткую характеристику типичному иркутскому бизнес-ангелу, так сказать, нарисовать собирательный образ...

– Обычный возраст бизнес-ангела находится где-то на границе между молодежью и средним возрастом. Иркутяне бизнес-ангелы – это в основном мужчины. Женщина у нас пока только одна. Все члены нашего сообщества умеют считать, даже если они гуманитарии. Образование как таковое роли не играет, мировоззрение – новаторское. Это люди довольно состоятельные, которые могут себе позволить финансовые вложения при максимальных рисках. Однако серийных предпринимателей у нас пока мало, Коренев, пожалуй, единственный. Что касается сфер интересов… машиностроение точно не наш конек. Иркутян, как правило, интересуют проекты, приближенные к земле, из области сельского хозяйства, потребительского рынка.

– А почему так? Вроде бы у нас город с неплохим научным потенциалом…

– Видите ли, каждый занимается тем, что ему ближе. И сферы интересов иркутян – они на самом деле достаточно обширные. Женщина, к примеру, у нас занимается социальными инновациями. Это сегодня мэйнстрим российский. Социальными инновациями занимается Агентство стратегических инвестиций, которое создано при поддержке Президента РФ. В Иркутской области два центра социальных инноваций: в ИГУ и в Братске, созданный при поддержке РУСАЛ’а. Пример социальных инноваций – это молодежные детские сады, где воспитателями работают студенты. Эти проекты не рассчитаны на какую-то окупаемость, в основном связаны с организацией досуга, творческой самореализацией и т.д. Люди, в них участвующие, таким образом пользуются услугами, которые они не могут получить другими путями, более традиционными. Есть у иркутян интерес и к альтернативной энергетике, это проекты, направленные на уменьшение стоимости киловатт-часа, которая пока гораздо выше обычного ценника за электричество. Тут надо понимать простую вещь, что если у человека уже есть ресторанный бизнес, то для него инновации в сфере общественного питания стоят на первом месте. Так, тот же Юрий Евгеньевич участвовал у нас в проекте по производству кедрового молочка. Я давно не смотрел, что там у них происходит. Но, судя по тому, что это молочко продается на центральном рынке, проект развивается.

– А вы, как координатор, разве не отслеживаете финансовую сторону взаимоотношений ваших подопечных?

– Смотря на каком этапе… Изначально все суммы, необходимые для реализации проекта, рассчитываются его авторами. Потом в процессе подготовки к сессии, составления презентации и бизнес-плана мы их перепроверяем. Ну а после того, как проект представлен на инвест-сессии, нам уже сложно контролировать процесс. Довольно часто инвесторы нам даже не сообщают, что они дали деньги какому-то проекту, что акт инвестирования случился. А недавно был случай, когда один из членов нашего сообщества просто из кармана вытащил деньги и подарил ребятам. Не в качестве инвестиций, а просто потому, что они ему понравились. Вообще-то, я не одобряю, что надо было просто так их им дать. Надо было с ребятами поработать и зайти в проект, наверное. Тем более что мы консультируем начинающих бизнес-ангелов, как это лучше сделать. Кто-то прислушивается к нашим советам, кто-то нет…

– Какова минимальная сумма, с которой бизнес-ангел может начать инвестировать?

– Не существует лимита минимального, есть рамки разумного по верхней планке. Может быть инвестиция и в тысячу долларов, если проекту этого будет достаточно. Но таких проектов я почти не знаю. В основном инвестируется от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. Бывают проекты, в которые вкладываются сразу несколько бизнес-ангелов, тогда сумма инвестиций может доходить до нескольких миллионов долларов. Иркутские проекты, конечно, скромнее.

– Многие деловые люди любят задавать вопрос: «А что я буду с этого иметь?». Вы тоже задаете его своим сообщникам по Байкальскому сообществу бизнес-ангелов?

– Вы знаете, я такого вопроса не задаю. Мне просто интересно этим заниматься, я от этого ловлю кайф. Вообще, многие правила поведения, которые являются нормой в традиционном бизнесе, в сфере инвестирования на ранних стадиях не работают. Характерный пример: если автор проекта приезжает к потенциальному инвестору на новой иномарке, то, скорее всего, денег он не получит. Хотя мы знаем, что в бизнесе все с точностью до наоборот. Вот и мы работаем фактически за идею, за интерес.

– В таком случае, что интересного будет проходить в Иркутске в ближайшее время по вашей теме?

– В рамках нашего проекта стартап-школы «Тайга» мы каждый месяц привозим в Иркутск по нескольку экспертов. Это известные в мире инноваций люди, настоящие профи. До конца 2013-го года мы планируем привезти несколько экспертов из Global Innovation Labs из Бостона. Эти люди будут участвовать в инвест-сессиях, смотреть, как мы работаем. По итогу мы надеемся получить от них экспертизу того, что мы делаем. Кроме того, я думаю, это для всех нас будут очень мотивирующие встречи, и они дадут импульс к активизации инновационной деятельности в нашем регионе.

– Какова глобальная цель сообщества иркутских бизнес-ангелов? Чего вы хотите добиться в масштабе Иркутской области?

– Наша задача – выстроить всю цепочку начиная от поиска инновационных проектов до их реализации и продажи. Не секрет, что бизнес-ангел отбивает вложенные деньги с выручки от продажи проекта. На языке стартаперов это называется выход. Выходов как таковых в Иркутске пока не зафиксировано. Но я думаю, когда мы выстроим систему, когда она заработает как часы, они появятся. Хотя бизнес-ангел это не профессия, в мире существует много людей, которые занимаются только этим. Это серийные бизнес-ангелы, по аналогии с серийным предпринимателем, т.е. это люди, которые вкладываются в один проект, раскручивают его, продают, берут другой и т.д.

– В общем, «украл, выпил – в тюрьму: романтика»!

– Мы не делаем ничего противозаконного. Наша романтика в другом… Мы своего рода первопроходцы.

– Вам в своей инновационной деятельности, наверное, приходится конкурировать с государством. Насколько жесткая эта конкуренция? Понятно, что у государства финансовые возможностей гораздо обширнее, чем у всех наших бизнес-ангелов, вместе взятых.

– На самом деле денег, которые сегодня выделяются на региональном уровне на поддержу инноваций, недостаточно. Да и вообще, количество источников, где инноваторы могут получить поддержку, очень сильно ограничено. Поэтому у иркутских бизнес-ангелов есть все шансы на получение максимального количества хороших проектов.

– Другими словами, почти все местные инноваторы попадают в ваши натруженные заботливые руки?

– В заботливые руки наших бизнес-ангелов.

– Аллилуйя!



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ