Природоохранная прокуратура провела проверку исполнения лесного законодательства Агентством лесного хозяйства Иркутской области при проведении государственных экспертиз проектов освоения лесных участков, предоставленных для разведки и добычи полезных ископаемых в Киренском, Катангском, Усть-Кутском, Нижнеудинском, Жигаловском, Иркутском районах.
Как пояснили в прокуратуре области, всего было проверено 149 участков. Они арендованы для изучения, разведки месторождений и добычи углеводородного сырья, золота, никелевых руд и общераспространенных полезных ископаемых. Фактов дачи отрицательных заключений государственной экспертизы на проекты не имеется.
Однако в ходе проверочных мероприятий установлено, что при проведении экспертизы проектов освоения лесов агентством не даётся оценка сведениям о мероприятиях по охране объектов животного мира, являющимся неотъемлемой частью проекта. В соответствии с действующим законодательством, данный раздел должен включать в себя сведения о животном мире, проектируемые виды и объёмы мероприятий по его охране, ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране и их пространственное размещение (тематическая лесная карта).
Вместе с тем, в изученных проектах, получивших положительное заключение, данная информация носит только справочный обобщённый характер по фаунистическим комплексам, что недопустимо.
Достоверная информация об объектах животного мира, их численности, плотности населения, пространственном размещении в угодьях, значении для хозяйственного использования не приводится. Проектными организациями сведения в компетентном органе – Службе по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, а также у охотпользователей не запрашиваются.
Данный факт остаётся без внимания в ходе дачи заключения на проект. Не придание этому значения может привести к причинению ущерба объектам животного мира, и, как следствие, нарушению баланса компонентов единой экосистемы.
Кроме того, в ходе прокурорской проверки выявлены и другие многочисленные нарушения лесного законодательства, несоответствия деятельности недропользователей проекту освоения лесов. При этом проверки исполнения условий проектов территориальными управлениями агентства в указанных районах фактически не проводятся и не планируются, контроль за исполнением лесного законодательства недропользователями надлежащим образом не осуществляется. Большая часть экспертиз проектов освоения лесов проведена с нарушением сроков.
Так, например, в ходе проведения проверки ООО «ИНК-НефтеГазГеология», установлено, что предприятием-недропользователем допущены нарушения требований Лесного кодекса, договора аренды лесного участка. А именно бурение скважины Аянского участка недр было начато до представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Данный проект был направлен на рассмотрение и утверждение в Агентство лесного хозяйства после начала работ, однако на период проверки, по истечении двух месяцев после его предоставления, заключение выдано не было. При этом, в отсутствие проекта скважина была пробурена и уже законсервирована, данный факт был выявлен только в результате прокурорской проверки.
В большинстве проектов освоения лесов, подготовленных ООО «Сервиста», получившим положительные заключения агентства, в разделе характеристика видов и объемов проектируемых противопожарных мероприятий в качестве одной из обязанности арендатора указано - тушить пожары на арендованных участках своими силами и за свой счет, что не соответствует требованиям Лесного кодекса РФ.
Представление, внесенное по итогам проверки в адрес руководителя агентства, в настоящее время рассмотрено с участием представителя Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры и удовлетворено.
"Байкал24"