Если нельзя, но очень хочется, то можно!

Во вторник в администрации Ангарского муниципального образования (АМО) произошли события, которые обогатили практику правоприменения законодательства о местном самоуправлении новыми революционными идеями. Оказывается, Устав муниципального образования уже перестал быть основным документом, своеобразной «конституцией» местного масштаба для районных чиновников и недавно избранных депутатов Думы АМО.

На внеочередной сессии районного парламента, состоявшейся 26 октября, депутаты единогласно приняли решение о назначении исполняющим обязанности главы администрации Ангарского муниципального образования Владимира Жукова. Исполняющим полномочия мэра АМО – председателя Думы назначена Светлана Кажаева. Напомним, ровно за неделю до этого исторического решения Владимир Жуков на первом заседании Думы был избран мэром Ангарского муниципального образования.

Сказать, что новый мэр и депутаты нарушили все мыслимые нормы законодательства при принятии решения о назначении и.о. главы администрации – это не сказать ничего. Дело в том, что прошлая районная Дума внесла изменения в Устав АМО, касающиеся структуры местной власти. Теперь полномочия по управлению районом разделены между мэром, выбираемым за заседании Думы из числа депутатов, и главой администрации, который является нанятым по конкурсу чиновником («сити-менеджер»). Изменения вступили в силу с момента избрания нового состава Думы АМО.

Новый мэр у Ангарского района появился довольно быстро – потребовалось всего два дня, что бы большинство депутатов районной Думы склонилось на сторону бывшего директора городского кладбища и депутата городской Думы Ангарска Владимира Жукова.

Далее, по Уставу, депутатам необходимо разработать Положение о конкурсе на замещение должности главы администрации АМО и опубликовать его. Через 20 дней после этого надо собрать конкурсную комиссию, состоящую на 2/3 из депутатов Думы АМО и на 1/3 из депутатов Законодательного Собрания Иркутской области. Эта комиссия и рекомендует районному парламенту лучшую кандидатуру для назначения на должность главы администрации.

До этого момента полномочия главы администрации исполняет первый заместитель главы администрации Ангарского муниципального образования. Таков закон, то есть Устав АМО, а именно п.3 ст.78. гл.13.

Но жить по уставу скучно и неоригинально. Одним из первых решений нового мэра стало увольнение первого заместителя мэра АМО Ирины Цыпенко. После сложения Андреем Козловым с себя полномочий мэра АМО и вступления в эту должность Владимира Жукова, именно у Ирины Цыпенко оставались полномочия первого заместителя мэра как первого заместителя главы администрации АМО и, соответственно, руководителя администрации до назначения «сити-менеджера».

Но Владимир Жуков ее уволил из администрации. И ни кого не смутило, что новый мэр Ангарского муниципального образования, по новому Уставу АМО, просто не имеет полномочий для увольнения сотрудников администрации – ни старого состава, ни при назначенном «сити-менеджере».

Попытка пресс-службы нового мэра и Думы оправдать этот правовой беспредел несовершенством Устава и несоблюдением сотрудниками старой администрации Положения об этом органе исполнительной власти района выглядит смешно. Такое впечатление, что комментаторы просто не читали главный документ, в соответствии с которым должна функционировать местная власть и не понимают его приоритет над любыми другими подзаконными актами, распоряжениями и положениями.

На официальном сайте Ангарского муниципального образования исполняющая полномочия мэра - председателя Думы Светлана Кажаева в оправдание действий Думы и мэра заявила: «В действующей структуре администрации, утвержденной депутатами Думы, нет такой должности как «заместитель главы администрации»… Действующий Устав АМО не дает полной трактовки работы администрации АМО на переходный период». Эти слова свидетельствуют о полной правовой безграмотности по крайней мере одного из новых руководителей Ангарского района.

В действующей структуре администрации есть первый заместителя мэра, который в старой схеме власти в АМО имел и полномочия первого заместителя главы администрации района, на тех же основаниях, что и мэр, одновременно являвшийся главой администрации.

Ну, а в действующем Уставе есть специальная глава, где прописана временная схема распределения властных полномочий до момента «ввода в эксплуатацию» новой структуры управления муниципалитетом.

Думается, если бы у власти после выборов 10 октября осталась команда предыдущего мэра АМО, то ни у кого бы и не возникли сомнения в полноте Устава и прозрачности процедур управления в переходный период. Но…

«Мы проводили консультации по этому поводу в Законодательном Собрании и в прокуратуре. Нам подтвердили, что, действительно, Устав АМО не прописывает процедуру передачи полномочий в администрации АМО в переходный период», - сообщает Светлана Кажаева как бы в оправдание нелегитимных решений районного парламента.

Очень бы хотелось буквально «живьем» услышать тех областных чиновников и депутатов, а также юристов и прокуроров, которые действительно готовы поддержать этот административный и правовой переворот в отдельно взятом муниципальном образовании Иркутской области. Но пока что-то не видно желающих таким образом сделать себе «имя» в этой ситуации.

Более того, видимо в силу политических причин, даже те специалисты, которые могли бы прокомментировать произошедшее, почему-то отказываются от разговора. Оно и понятно - столько усилий было потрачено, что бы склонить новую Думу к голосованию за «единоросса» Владимира Жукова в качестве мэра, что теперь как-то неудобно критиковать выбор партии власти.

С другой стороны, события этой недели недвусмысленно продемонстрировали способности нынешнего руководства АМО к манипулированию депутатским корпусом и полное пренебрежение к закону. Если новый мэр Ангарского муниципального образования начал свою деятельность с грубейшего нарушения Устава района и требований федерального законодательства, то можно себе представить, как дальше будут вершиться дела в районе, и по каким принципам будут работать чиновники и депутаты.

Наши поздравления всем участникам процесса выстраивания и поддержания вертикали власти в Ангарском районе.

Пантелей Сергеев.

«Байкал24»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ