БАМ вновь станет стройкой века

В Иркутске обсудили перспективы развития железнодорожных магистралей

В столице Приангарья прошло заседание Восточно-Сибирского межрегионального координационного совета, в котором приняли участие представители ОАО «РЖД» и органов власти трех регионов – Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края. Основные вопросы – перспективы развития Байкало-Амурской магистрали и организация пригородных пассажирских перевозок.

Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин напомнил, что президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить подробный план-график модернизации БАМа и Транссиба. Возросший грузооборот привел к появлению «узких» мест, которые сдерживают деловую активность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На решение проблемы, в том числе, будут направлены средства федерального бюджета и фонда национального благосостояния.

До 2018 года поэтапно планируется выделить 560 млрд рублей, из них 300 млрд в рамках инвестпрограммы РЖД, 110 млрд – в виде прямых бюджетных инвестиций, и еще 150 млрд – на возвратной основе из фонда. Предполагается, что модернизация БАМа и Транссиба увеличит пропускную способность магистрали со 110 до 165 млн тонн грузов в год.

Владимир Якунин подчеркнул, что это не планы РЖД, а национальный проект, и призвал представителей регионов Восточного полигона (в него входят Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская и Сахалинская железные дороги) выходить с любыми инициативами по развитию транспортной системы. Глава компании также напомнил, что в следующем году БАМ отметит свое сорокалетие, и к этому празднику нужно подготовить не просто цветы и поздравления, а сделать все возможное, чтобы люди, живущие вблизи магистрали, почувствовали – эти 40 лет не прошли даром.

Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко отметил, что модернизация БАМа и Транссиба позволит Приангарью развиваться опережающими темпами. Большая часть проектов, вошедших в программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона, связана с Иркутской областью. Приангарье уже доказало не только свою инвестиционную привлекательность, но и высокую эффективность в рамках реализации проектов. По словам главы региона, на 1 рубль инвестиций приходится 4 рубля, а то и больше, отдачи. Между тем активному развитию мешает как раз несовершенная инфраструктура, и правительство Иркутской области готово менять данную ситуацию в партнерстве с ОАО «РЖД». В частности, на это могут быть направлены средства инвестиционного фонда региона.

– Мы вкладываем финансовые ресурсы в развитие территории и делаем это для того, чтобы людям жилось здесь комфортно, и они не стремились купить билет на поезд только для того, чтобы уехать из региона, а использовали железнодорожный и другие виды транспорта для поездок на отдых, в гости к родственникам и друзьям, – подчеркнул Сергей Ерощенко.

Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина отметила, что задача по улучшению качества жизни людей не может решаться в отрыве от таких компаний, как РЖД, потому что они играют огромную социальную роль.

О комплексном развитии территорий в связи с модернизацией БАМа и Транссиба сказал и заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен. Он напомнил, что в Иркутске, на набережной Ангары, стоит памятник Александру III, принявшему в свое время решение о строительстве Транссиба. Теперь, как отметил Сергей Тен, регионы могут готовить новые памятники тем, кто вдохнет в существующие магистрали новую жизнь.

Начальник департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Дмитрий Мухин выступил на заседании с докладом о развитии железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Он отметил, что первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры западной части БАМа оцениваются в 177 млрд рублей. Планируется построить около 430 км дополнительных главных путей и двухпутных вставок, 27 разъездов, развить станции Тайшет, Вихоревка (Иркутская область) и Новая Чара (Забайкальский край).

Василий Фролов, начальник ВСЖД, сообщил, что сегодня по участку БАМа в границах Восточно-Сибирской железной дороги в год перевозится около 20 млн тонн различных грузов. Развитие транспортной инфраструктуры позволит активизировать освоение новых месторождений, что повлечет за собой увеличение перевозок.

По прогнозам, к 2020 году рост объемов по северной части дороги может достичь 60 млн тонн.

Поэтому необходимо не только увеличивать пропускную способность магистрали, но и развивать инфраструктуру в целом. Так, по инвестиционной программе ВСЖД в ближайшие три года предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов на станциях БАМа.

Развитие инфраструктуры – это и задача региональных властей. Сергей Ерощенко подчеркнул, что в территориях необходимо создавать новые рабочие места, причем на высокотехнологичных производствах, где будет выпускаться продукция с высокой добавленной стоимостью. В частности, есть проект по открытию газохимического производства в Усть-Куте, существуют планы по разработке ряда месторождений, созданию деревообрабатывающих предприятий в городе Усть-Куте и Новой Игирме Нижнеилимского района. Внимание будет уделяться развитию всех видов транспорта и совершенствованию энергетической инфраструктуры, без которой невозможно реализовать намеченные планы.

Отдельная тема – туризм. Совместно с РЖД Иркутская область намерена превратить Кругобайкальскую железную дорогу в объект мирового значения. В целом практически все проекты, планируемые или уже реализуемые на территории Приангарья, так или иначе связаны с железной дорогой.

– Совместная работа с РЖД – это необходимое условие для выполнения обещаний, которые мы даем населению, говоря о новой индустриализации и социально-экономическом развитии территории, – подчеркнул губернатор.

Еще один вопрос, связанный с организацией пригородных перевозок, вызвал на заседании координационного совета бурные дебаты. Как выяснилось, из трех регионов активно работает в этом направлении лишь Иркутская область – на субсидирование перевозок в бюджете Приангарья предусмотрено свыше 500 млн рублей. В Бурятии и Забайкальском крае ситуация в этом плане далеко не радужная – долги растут, дело доходит до судебных разбирательств. Если в Иркутской области субсидия будет покрывать более 63% перевозок, то в Бурятии – 31,3%, а в Забайкальском крае – 15,9%.

Владимир Якунин поставил Иркутскую область в пример, заявив, что экономия, особенно на решении социальных проблем, никогда ни к чему хорошему не приводит, и нужно изыскивать средства на то, чтобы жители регионов имели возможность пользоваться пригородным транспортом.

Сергей Ерощенко отметил, что, субсидируя пригородные перевозки, правительство Иркутской области решает все ту же основную задачу – по улучшению качества жизни населения.

– Какой бы ни был бюджет, экономить на людях нельзя. Каждый вправе поехать в выходные на электричке на дачу или просто на природу, и власть должна это только поддерживать, – сказал глава Приангарья.

В завершение заседания были подписаны соглашения о сотрудничестве между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД», а также Дирекцией железнодорожных вокзалов. Кроме того, Владимир Якунин вручил Сергею Ерощенко юбилейный нагрудный знак «175 лет железным дорогам России». Почетной грамотой РЖД была награждена глава регионального парламента Людмила Берлина.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ