В Иркутске обсудили перспективы развития железнодорожных магистралей
В столице Приангарья прошло заседание Восточно-Сибирского межрегионального координационного совета, в котором приняли участие представители ОАО «РЖД» и органов власти трех регионов – Иркутской области, Республики Бурятия, Забайкальского края. Основные вопросы – перспективы развития Байкало-Амурской магистрали и организация пригородных пассажирских перевозок.
Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин напомнил, что президент России Владимир Путин поручил правительству подготовить подробный план-график модернизации БАМа и Транссиба. Возросший грузооборот привел к появлению «узких» мест, которые сдерживают деловую активность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На решение проблемы, в том числе, будут направлены средства федерального бюджета и фонда национального благосостояния.
До 2018 года поэтапно планируется выделить 560 млрд рублей, из них 300 млрд в рамках инвестпрограммы РЖД, 110 млрд – в виде прямых бюджетных инвестиций, и еще 150 млрд – на возвратной основе из фонда. Предполагается, что модернизация БАМа и Транссиба увеличит пропускную способность магистрали со 110 до 165 млн тонн грузов в год.
Владимир Якунин подчеркнул, что это не планы РЖД, а национальный проект, и призвал представителей регионов Восточного полигона (в него входят Восточно-Сибирская, Дальневосточная, Забайкальская и Сахалинская железные дороги) выходить с любыми инициативами по развитию транспортной системы. Глава компании также напомнил, что в следующем году БАМ отметит свое сорокалетие, и к этому празднику нужно подготовить не просто цветы и поздравления, а сделать все возможное, чтобы люди, живущие вблизи магистрали, почувствовали – эти 40 лет не прошли даром.
Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко отметил, что модернизация БАМа и Транссиба позволит Приангарью развиваться опережающими темпами. Большая часть проектов, вошедших в программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона, связана с Иркутской областью. Приангарье уже доказало не только свою инвестиционную привлекательность, но и высокую эффективность в рамках реализации проектов. По словам главы региона, на 1 рубль инвестиций приходится 4 рубля, а то и больше, отдачи. Между тем активному развитию мешает как раз несовершенная инфраструктура, и правительство Иркутской области готово менять данную ситуацию в партнерстве с ОАО «РЖД». В частности, на это могут быть направлены средства инвестиционного фонда региона.
– Мы вкладываем финансовые ресурсы в развитие территории и делаем это для того, чтобы людям жилось здесь комфортно, и они не стремились купить билет на поезд только для того, чтобы уехать из региона, а использовали железнодорожный и другие виды транспорта для поездок на отдых, в гости к родственникам и друзьям, – подчеркнул Сергей Ерощенко.
Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина отметила, что задача по улучшению качества жизни людей не может решаться в отрыве от таких компаний, как РЖД, потому что они играют огромную социальную роль.
О комплексном развитии территорий в связи с модернизацией БАМа и Транссиба сказал и заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Сергей Тен. Он напомнил, что в Иркутске, на набережной Ангары, стоит памятник Александру III, принявшему в свое время решение о строительстве Транссиба. Теперь, как отметил Сергей Тен, регионы могут готовить новые памятники тем, кто вдохнет в существующие магистрали новую жизнь.
Начальник департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Дмитрий Мухин выступил на заседании с докладом о развитии железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона. Он отметил, что первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры западной части БАМа оцениваются в 177 млрд рублей. Планируется построить около 430 км дополнительных главных путей и двухпутных вставок, 27 разъездов, развить станции Тайшет, Вихоревка (Иркутская область) и Новая Чара (Забайкальский край).
Василий Фролов, начальник ВСЖД, сообщил, что сегодня по участку БАМа в границах Восточно-Сибирской железной дороги в год перевозится около 20 млн тонн различных грузов. Развитие транспортной инфраструктуры позволит активизировать освоение новых месторождений, что повлечет за собой увеличение перевозок.
По прогнозам, к 2020 году рост объемов по северной части дороги может достичь 60 млн тонн.
Поэтому необходимо не только увеличивать пропускную способность магистрали, но и развивать инфраструктуру в целом. Так, по инвестиционной программе ВСЖД в ближайшие три года предусмотрено строительство многоквартирных жилых домов на станциях БАМа.
Развитие инфраструктуры – это и задача региональных властей. Сергей Ерощенко подчеркнул, что в территориях необходимо создавать новые рабочие места, причем на высокотехнологичных производствах, где будет выпускаться продукция с высокой добавленной стоимостью. В частности, есть проект по открытию газохимического производства в Усть-Куте, существуют планы по разработке ряда месторождений, созданию деревообрабатывающих предприятий в городе Усть-Куте и Новой Игирме Нижнеилимского района. Внимание будет уделяться развитию всех видов транспорта и совершенствованию энергетической инфраструктуры, без которой невозможно реализовать намеченные планы.
Отдельная тема – туризм. Совместно с РЖД Иркутская область намерена превратить Кругобайкальскую железную дорогу в объект мирового значения. В целом практически все проекты, планируемые или уже реализуемые на территории Приангарья, так или иначе связаны с железной дорогой.
– Совместная работа с РЖД – это необходимое условие для выполнения обещаний, которые мы даем населению, говоря о новой индустриализации и социально-экономическом развитии территории, – подчеркнул губернатор.
Еще один вопрос, связанный с организацией пригородных перевозок, вызвал на заседании координационного совета бурные дебаты. Как выяснилось, из трех регионов активно работает в этом направлении лишь Иркутская область – на субсидирование перевозок в бюджете Приангарья предусмотрено свыше 500 млн рублей. В Бурятии и Забайкальском крае ситуация в этом плане далеко не радужная – долги растут, дело доходит до судебных разбирательств. Если в Иркутской области субсидия будет покрывать более 63% перевозок, то в Бурятии – 31,3%, а в Забайкальском крае – 15,9%.
Владимир Якунин поставил Иркутскую область в пример, заявив, что экономия, особенно на решении социальных проблем, никогда ни к чему хорошему не приводит, и нужно изыскивать средства на то, чтобы жители регионов имели возможность пользоваться пригородным транспортом.
Сергей Ерощенко отметил, что, субсидируя пригородные перевозки, правительство Иркутской области решает все ту же основную задачу – по улучшению качества жизни населения.
– Какой бы ни был бюджет, экономить на людях нельзя. Каждый вправе поехать в выходные на электричке на дачу или просто на природу, и власть должна это только поддерживать, – сказал глава Приангарья.
В завершение заседания были подписаны соглашения о сотрудничестве между правительством Иркутской области и ОАО «РЖД», а также Дирекцией железнодорожных вокзалов. Кроме того, Владимир Якунин вручил Сергею Ерощенко юбилейный нагрудный знак «175 лет железным дорогам России». Почетной грамотой РЖД была награждена глава регионального парламента Людмила Берлина.