Развитие нефтегазодобычи в Восточной Сибири предопределяет перспективы для "Иркутскнефтегазстроя" на много лет вперед
Нефте- и газодобыча страны - одни из тех отраслей сегодняшней экономики, где после многолетнего перерыва активно возрождаются масштабы промышленного строительства. Магистральный нефтепровод Восточная Сибирь -Тихий океан в перспективе должен превзойти легендарную "Дружбу" - и по общей протяженности сети, и по объемам перекачки нефти.
Скоро начнется и реализация не менее амбициозного проекта - газопровода "Сила Сибири". А подобные объекты - это не только собственно "труба". Это еще и трубопроводы от месторождений к магистральному нефте- или газопроводу, это строительство насосных и компрессорных станций, обустройство самих месторождений. Это прокладка дорог, линий связи и энергетической инфраструктуры. Словом, это колоссальные объемы строительства - широкое поле деятельности для независимых специализированных компаний.
Понятно, что это поле деятельности далеко не безоблачно. Какие проблемы встают перед опытными игроками и перед молодыми компаниями в этой новой для Восточной Сибири отрасли, как их удается преодолевать, рассказал руководитель ООО "Иркутскнефтегазстрой", входящего в холдинговую компанию "Сибтрубопроводстрой", Александр Кромм.
Александр Иванович, до 2010 года ваше предприятие имело статус регионального филиала. В связи с чем произошло отделение?
Александр Кромм: Именно масштаб проектов по развитию топливно-энергетического комплекса Восточной Сибири и предопределил создание Иркутскнефтегазстроя как отдельной структуры. Такая компания более самостоятельна, более оперативна в принятии решений на местах. Это, как показала практика, был правильный ход - наши услуги становятся все более востребованными добывающими компаниями, и, соответственно, расширяется спектр работ.
Эффективной на рынке может быть только та компания, которая выполняет несколько видов работ.
Какие объекты уже на вашем счету?
Александр Кромм: Сейчас мы работаем над обустройством Верхнечонского месторождения. Это очень крупный проект, и мы занимаемся строительством и монтажом сразу нескольких объектов. Это и дороги, и полный комплекс работ по строительству нефтепровода, соединяющего кустовую площадку № 70 с установкой подготовки нефти, и высоконапорный водовод, по которому на кустовую площадку будет поступать вода для замещения извлеченных запасов нефти, и газокомпрессорная станция, обеспечивающая подготовку и закачку попутного нефтяного газа в пласт, которая сама по себе представляет более двадцати производственных объектов, объединенных в единый технологический цикл (цех компрессорных агрегатов, насосная станция топливного газа, сепараторы и агрегаты воздушного охлаждения газа, азотная станция). Подобных комплексов нет ни на одном месторождении Восточной Сибири. ГКС - это первый крупный площадочный объект в практике Иркутскнефтегазстроя. Также в нашем активе - строительство нефтепровода Среднеботуобинское НГКМ - трубопроводная система ВСТО. Он играет важнейшую роль для освоения запасов углеводородов на западе Якутии. Мы отвечали за строительство участка нефтепровода протяженностью сто километров. Работы велись, прямо скажем, в экстремальных условиях - зимой - мороз, летом - жара; вечная мерзлота, осыпи, серьезные перепады высот. Плюс пришлось преодолеть несколько водных преград.
Достаточно широкий разброс работ. Зачем вам такое количество компетенций? Не эффективнее ли сосредоточиться на чем-то, что вы делаете лучше всего, а остальное отдать другим компаниям?
Александр Кромм:: Если коротко: комплексное предложение - это наше конкурентное преимущество. Сегодня экономические реалии в России таковы, что эффективной на рынке может быть только компания, которая может выполнять несколько видов работ, и чем больше, тем лучше. И заказчику удобнее найти нескольких надежных подрядчиков - отдельно на дорожное строительство, отдельно - на бытовое, отдельно на монтаж линейных объектов, на площадочные работы, - а затем координировать их работу, что дело, мягко говоря, хлопотное. Проводить конкурсы, составлять планы-графики, контролировать их соблюдение... А если кто-то из этой "армии" окажется недостаточно надежным и квалифицированным? Замораживать работы - искать другого подрядчика. В конечном итоге проще и дешевле иметь дело с универсальным подрядчиком. Нам тоже удобнее: если придется простаивать, ждать смежников - значит, мы не можем выйти на какие-то другие объекты, недополучим прибыль. Если качество работ смежного подрядчика окажется не на высоте, это тоже дополнительные сложности для нас. Занимаясь объектом от и до, мы можем контролировать и качество, и сроки, и квалификацию персонала.В этом плане наше предприятие развивается в соответствии с общей стратегией, избранной холдинговой компанией. Сибтрубопроводстрой ставит задачу - овладеть всем спектром услуг, который необходим для комплексного обустройства нефтяных и газовых месторождений. Следуя в этом направлении, мы тоже расширяем сферу своей деятельности.
Да, но нельзя не отметить, что компания сконцентрировалась на оказании строительных услуг. Не было ли желания раздвинуть рамки и заняться не только строительными и монтажными работами, но и инжинирингом? Чтобы на сто процентов отвечать за объект?
Александр Кромм: Есть не только желание - у нас сегодня имеются и все возможности для этого. У Иркутскнефтегазстроя есть свое инжиниринговое подразделение. Правда, пока не было спроса со стороны заказчиков на полный комплекс работ. Как правило, заказчики выходят с предложениями строительства, имея уже готовые проекты и со своими службами, которые занимаются инжинириговым сопровождением.
По отзывам крупнейших компаний в сфере промышленного строительства, одной из серьезных проблем промстроя сегодня является "неквалифицированный" спрос - заказчик стремится выбрать подрядчика подешевле. Отсюда - и затягивание сроков строительства, и низкое качество, и набор строительно-монтажных бригад под заказ едва ли не из гастарбайтеров, и демпинг. Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?
Александр Кромм:: Нефтегазовое строительство - это специфическая отрасль, поэтому подобные проблемы здесь, к счастью, невозможны. Все виды работ здесь сертифицируются. К тем же сварочным работам предъявляются очень жесткие требования - сварщики должны иметь самые высокие разряды, чтобы быть допущенными к работе, причем подтверждать свою квалификацию им приходится регулярно. Высоки требования и к контролю качества внутри компаний-подрядчиков. Да и сама сертификация - процедура крайне непростая и недешевая. Она не под силу мелким компаниям и, тем более, бригадам гастарбайтеров. Сомнительные бригады не смогут получить не то, что подряд на строительство каких-то технических сооружений, их даже на рубку леса не допустят.
Более того, серьезные заказчики имеют еще и свои системы сертификации - например, у Газпрома это ГАЗПРОМСЕРТ. Мы сертификацию Газпрома проходили месяцев восемь - это ведь не просто заполнение бумажек, это приведение предприятия в полное соответствие требованиям к безопасности, к контролю за качеством, к экологическим аспектам. Это серьезная работа, которая не по плечу случайным на нашем рынке компаниям. Газпром без такого сертификата и сам не возьмет подрядчика, и нам не даст взять субподрядчика, не прошедшего сертификацию.
Словом, такие серьезные компании как Роснефть, Транснефть, Газпром, некогда - ВР подрядчика по принципу "подешевле" брать не станут.
Еще одна проблема - кадровый голод как следствие почти что двадцатилетнего упадка промышленного строительства. Практически все компании, работающие в отрасли, жалуются, что сложно укомплектовать штат специалистами нужной квалификации. Как вы решаете эту проблему? Тем более что ИНГС постоянно расширяет свои компетенции - вводит новые виды строительства - дорожное, бытовое.
Александр Кромм: Да, действительно проблема с кадрами есть. Мы ее стараемся решать, сотрудничая с учебными заведениями Иркутска - и высшими, (ИрГТУ, БГУЭП - экономика нефтегазового комплекса), и со среднеспециальными, приглашаем молодых специалистов.
Но у кадрового вопроса есть и другая сторона - мало найти и привлечь специалиста, его надо удержать. Поэтому у нас есть корпоративная программа по мотивированию молодых сотрудников. Например, с этого года мы запустили жилищную программу: приходят к нам новые специалисты, мы им предоставляем жилье по символической цене, а они взамен должны отработать на предприятии какое-то время. Это практика всего холдинга. В Новосибирске холдинг даже строит жилье сам, а мы в Иркутске пока квартиры покупаем, но, думаю, через год-другой мы обретем необходимые мощности и сможем сами начать жилое строительство.
ИНГС внедрила у себя систему менеджмента качества на соответствие требованиям СТО-Газпром-9001.
Несмотря на серьезные масштабы строительства нефтепроводов на востоке страны, этот всплеск не потянул за собой подъем отечественной прикладной науки. На ваш взгляд, почему так происходит? Сотрудничаете ли вы с НИИ, как внедряете инновации в строительство? Либо же основная возможность-невозможность инноваций закладывается на стадии проектирования, в которой вы не участвуете?
Александр Кромм: Что касается инновационных решений, закладываемых в проект, то мы на них, конечно, повлиять не можем - в проектировании не участвуем. Но это не значит, что на стадии строительства нет места инновационным процессам. Мы следим за появлением на рынке новинок оборудования и техники - например, недавно приобрели новейшие сварочные комплексы, новую
полностью укомплектованную лабораторию, рентгенаппараты "Crawler" для радиографического контроля качества сварных соединений трубопроводов. Другое дело, что каких-либо заказов исследовательским институтам мы не даем, да и не можем делать этого: наша задача - строительство, мы пользуемся готовыми решениями, которые есть на рынке. И тут, к сожалению, отечественные производители не всегда на высоте - и по обновлению технологий, и, скажем прямо, по качеству. А это критично: если вдруг встал бульдозер - встает и стройка. Поэтому нам проще и выгоднее купить надежный импортный бульдозер, который без поломок и простоев проработает несколько лет, и разве что раз в квартал будет приезжать представитель компании для ТО. Так что вопрос о синергетическом эффекте того или иного крупного объекта надо адресовать не только заказчиками и подрядчикам, но и производителям - насколько они готовы подключиться к процессу.
В ближайшем будущем начнется строительство газопровода "Сила Сибири". Вынашиваете ли вы планы участия в этом проекте?
Александр Кромм:: Не просто планы. Мы сейчас принимаем участие в конкурсе Газпрома и очень рассчитываем, что какой-то участок "Силы Сибири" будем строить именно мы. Поэтому давно уже начали подготовку. В частности, ИНГС внедрила у себя систему менеджмента качества на соответствие требованиям СТО-Газпром-9001 - это необходимое условие для выполнения работ на объектах Газпрома. Весной этого года у нас прошел внутренний аудит структурных подразделений на соответствие требованиям международных стандартов и стандартов Газпрома в области качества, охраны труда, промышленной безопасности и экологии. В расчете на будущее строительство мы приобрели причал в Ленске для переброски грузов на север по воде - сейчас занимаемся его модернизацией, приобрели промбазу.
Отмечу, что сегодня нефтегазовый комплекс испытывает недостаток трубопроводных мощностей. Большое количество газонефтепроводов требует замены в силу почтенного возраста, что, в свою очередь, формирует повышенный спрос на их реконструкцию. Так что перспективы для нас в Восточной Сибири предопределены на много лет вперед.
Досье
ООО "Иркутскнефтегазстрой" - современное предприятие, которое занимается строительством объектов транспортной инфраструктуры углеводородного сырья. До 2010 года компания была иркутским филиалом ОАО "Сибтрубопроводстрой", но, в связи с развитием нефтедобывающей отрасли и увеличением числа заказов на строительство инфраструктурных объектов, в составе холдинговой компании "Сибтрубопроводстрой" было создано ООО "Иркутскнефтегазстрой". Сегодня ООО "Иркутскнефтегазстрой" обладает мощной производственной базой, позволяющей решать задачи любой технической сложности. На вооружении компании находится около 200 единиц автотранспортной и гусеничной техники, способной работать в сложных климатических условиях.
В компании трудится более 800 специалистов различных специальностей. Иркутскнефтегазстрой входит в состав саморегулируемой организации "Строители Байкальского региона". На предприятии внедрена интегрированная система менеджмента в области качества, охраны труда, промышленной безопасности и экологии, соответствующая международным стандартам ISO-9001, ISO-14001 и OHSAS-18001. Также в компании внедрена система менеджмента качества на соответствие требованиям СТО-Газпром-9001.
В 2012 году ООО "Иркутскнефтегазстрой" стало лауреатом Всероссийской премии "За вклад в экономическое развитие России" в номинации "Лидер российского бизнеса". Кроме того, по итогам работы в 2012 году компания стала лауреатом конкурса "100 лучших предприятий и организаций России" в номинации "Лучшее предприятие строительной индустрии". Также по итогам прошлого года компания заняла первую строчку в основном рейтинге наиболее динамично развивающихся компаний Восточной Сибири по версии журнала "Эксперт-Сибирь".