Промсвязьбанк не только в Иркутской области, но и по всей России уже много лет имеет репутацию банка, открытого для малого бизнеса. О том, почему именно это направление имеет такой успех и как банку удается из года в год занимать лидирующие позиции в России, «Байкал24» рассказал региональный директор Промсвязьбанка в Иркутской области Александр Логунов.
- Александр Валерьевич, на сегодняшний день Промсвязьбанк является одним из лидеров в России по объемам выдачи кредитов малым и средним предприятиям. Почему вы делаете упор именно на это направление?
- Исторически Промсвязьбанк был корпоративным банком, и, соответственно, жил в логике корпоративного бизнеса. Так складывалась ситуация до 2007-2008 года, однако затем она начала меняться. В первую очередь перемены были связаны с быстро растущей конкуренцией на рынке. Еще лет десять назад корпоративный банкинг был бизнесом отношений – можно было дружить с кем-то, ходить вместе в баню, играть в футбол, и делать на этом бизнес. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и на первый план вышла цена, в том числе и на деньги. Цена на деньги влияет на конечную стоимость продукта, будь то розничная торговля или крупное производство. Таким образом, приоритетом для корпоративного бизнеса стали не личные отношение, а банковская ставка. Из-за высоких объемов заемных средств для корпоративного клиента играет роль даже одна-две десятые процента. Для малого же бизнеса процентная ставка кредита играет не такую важную роль, для них самое главное – скорость и удобство в обслуживании, и наш банк готов это предоставить.
- Что позволяет Промсвязьбанку в короткие сроки принимать решения по кредиту для того или иного малого предпринимателя?
- Скорость – это в первую очередь технологии, и наш банк прикладывает все усилия, чтобы обслуживание было максимально удобным. Так, один из поводов для гордости – это рассчетно-кассовое обслуживание. С прошлого годы мы изменили систему обслуживания юридических лиц-предпринимателей. В большинстве банков обслуживанием юрлиц занимаются сразу несколько операционных подразделений, но, так как мы ориентированы в основном на обслуживание данного сегмента, в банке существует специальное управление малого и среднего бизнеса. Для клиента это означает комплексный подход, начиная от рассчетно-кассового обслуживания до кредитования, размещения средств и даже гарантийных операций. Таким образом, весь цикл услуг, который нужен или в будущем может понадобиться предпринимателю, сосредоточен в одном управлении. Клиент всегда работает с менеджером, который является для него «единым окном» - когда возникает вопрос или проблема, специалист, с которым вы уже привыкли работать, всегда готов помочь в ее решении.
- Каковы плюсы такого подхода к обслуживанию клиентов-предпринимателей?
- Это более гибкая система, не такая косная, как действует сейчас во многих других банках. Мы используем абсолютно понятные методики и технологии работы с малым и среднем бизнесом. В частности, для принятия решения о выдаче кредита мы смотрим не только официальную отчетность, которая, как правило, не может сказать всего о малом предприятии, но и управленческую отчетность. Это позволяет изучить компанию со всех сторон, понять реальную эффективность ее работы. Промсвязьбанк занимает следующую позицию: мы хотим работать с клиентом в доверительном русле. После того, как становится понятна структура ведения бизнеса, у нас есть возможность проанализировать ее и предложить наиболее удобные для обеих сторон условия. Банк предоставляет деньги, то есть ресурс для развития, понимая при этом, на что они будут потрачены и какой доход принесут в будущем. То есть цель – не просто дать деньги, загнать клиента в долговую яму, а помочь развиваться, предоставить для этого ресурс.
- Такой подход используется только к малым предприятиям?
- Напротив, после того, как технология была отработана в сегменте малого бизнеса, руководством банка было принято решение распространить этот опыт и на более крупных клиентов. В данном случае под малыми предприятиями понимаются компании с годовой выручкой до 360 млн. Максимально возможная сумма кредита для таких клиентов – 120 млн рублей. С начала июля те же технологии будут применяться в работе с более крупным, так называемым «средним» бизнесом, годовой доход в которых достигает подчас 1,5 млрд рублей. Соответственно, и сумма кредитования для таких компаний гораздо выше. При этом стоит отметить, что когда мы говорим о средствах, которые банк готов предоставить клиенту, речь идет не об одном конкретном продукте. После изучения документации, предоставленной будущим партнером, менеджер формирует возможный лимит кредитования. Этот лимит может быть разделен по частям на разные продукты в зависимости от потребности клиента. Скажем, часть заемных средств компания может направить на обслуживание операций по факторингу, одновременно с этим воспользоваться овердрафтом или структурировать расходы в рамках возобновляемой кредитной линии. Таким образом, на каждом из продуктов будут установлены максимальные суммы в рамках лимита, предоставленного компании. Система при этом остается гибкой, и клиент в любую минуту может изменить лимиты под нужды своего бизнеса.
- Какие еще нововведения использует банк для облегчения работы малого предпринимательства?
- Весной этого года мы интегрировали наш удобный интернет-банк для клиентов-юридических лиц с интернет-бухгалтерией «Мое дело». Это специальный ресурс для тех, кто не может себе позволить или не видит необходимости содержать бухгалтера в штате предприятия, но при этом хочет системно вести учет. Сейчас программа сопряжена с интернет-банком, что позволяет клиенту пользоваться «Моим делом» и сразу формировать рассчетно-кассовые платежи через расчетный счет банка. Это сделано для экономии времени и удобства предпринимателей – теперь оформление платежных документов и проведение самих платежей клиент может осуществлять в одной программе, не выгружая документы из одного окна в другое.
- Помимо предоставления кредитных ресурсов, принимает ли Промсвязьбанк участие в развитии малого и среднего бизнеса?
- Безусловно. Наш банк активно сотрудничает с организациями, поддерживающими малый бизнес. Так, в конце июля в Иркутске успешно прошло мероприятие «Бизнес-Успех», организованное «Опорой России». Это ежегодное мероприятие, в рамках которого начинающие предприниматели могут представить на суд компетентного жюри свои проекты и бизнес-идеи. Наш банк уже не в первый раз выступил партнером в номинации «Молодежное предпринимательство», что дало нам единоличное право выбрать победителя, который получил статуэтку «Золотой домкрат» от «Опоры России» и специальный приз от банка. Победителю было предложено выбрать один из подарков – современный ноутбук, повышение квалификации или оплата бизнес-обучения.
- Почему банк принял решение поддержать именно молодежное предпринимательство?
- Позиция банка такова – уже сегодня нужно начинать воспитывать завтрашних «акул бизнеса». А это именно молодые предприниматели, инициативные, идейные, люди, которые несут новаторские идеи и интересные проекты. Одной из главных социальных задач, которые банк ставит перед собой, является развитие идей молодежного предпринимательства. Но, на наш взгляд, денежные призы и оплата обучения – это недостаточно для того, чтобы поддержать молодых и идейных бизнес-лидеров. Поэтому правление банка приняло решение о создании венчурного фонда Промсвязьбанка. Планируется, что течение двух лет все средства фонда, а это 300 млн рублей, будут распределены на 50-70 инновационных проектов. И первые заявки от иркутских предпринимателей были рассмотрены уже 28 июня, в рамках «Бизнес-успеха».
«Байкал24»