Сильный духом

Последний год существования СССР. В Калининграде приземлился самолет, откуда выпорхнула стайка разновозрастных ребятишек. Детский духовой оркестр совершил прямой перелет из далекого Улан-Удэ. Спустя 19 лет этот же оркестр не смог доехать из 18 квартала до Бабушкина. Организаторы не смогли найти деньги на аренду автобуса

Эти два факта лучше всего характеризуют бывшее и нынешнее отношение к детскому духовому оркестру в Улан-Удэ. И только его руководитель Юрий Викторович Худэй не изменился с тех пор, как мальчиком впервые приложил трубу к губам. Старожилы Улан-Удэ и сейчас хорошо помнят, как они кружились под звуки вальса, танго, польки, которые играл духовой оркестр. В послевоенном Улан-Удэ особой популярностью пользовались вальсы «На сопках Маньчжурии» и «Амурские волны». Без духового оркестра не обходилось ни одно массовое мероприятие. Даже грамоты передовикам советского производства старались вручать под торжественные марши. После войны именно под духовую музыку молодежь танцевала и влюблялась. Помните знаменитую песню: в городском саду играет духовой оркестр… Она лучше всего передает атмосферу, в которой рос наш герой.

— Я не был ребенком из музыкальной семьи. Отец погиб на войне. Мама работала на заводе. Я почти случайно попал в дом пионеров в кружок духового оркестра. Это было в далеком 1952 году, — вспоминает Юрий Викторович. — И все, меня затянуло. Начал играть на трубе.

Трудно поверить, но тогда почти каждое предприятие, не говоря уж о домах культуры, имело свой духовой оркестр.

Сын полка

Талантливого мальчика Юру Худэя заметили быстро. В 16 лет школьника-трубача пригласили в военно-духовой оркестр. Так он стал «сыном полка», воспитанником части, расположенной на станции Дивизионная. Там подросток понял слова великого русского полководца А.В. Суворова: «Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой взял я Измаил». В те годы школой музыкантов-духовиков и были военные оркестры.

Неудивительно, что и в армию Юрия забрали для службы в духовом оркестре. Полтора года армейской службы в Бурятии, затем еще полтора в Москве пролетели быстро, ведь Юрий занимался любимым делом. Немного поработав в военном оркестре, он решил, что будет обучать детей. Ровно 44 года назад он пришел работать в детский духовой оркестр при тонкосуконном комбинате. И работал там вплоть до самой «кончины» предприятия в 2003 году. Редкий работник самого комбината имел такой трудовой стаж. Сам Худэй вспоминает тот советский период, как сказку. Духовой оркестр был витриной счастливого советского детства.

— В то время мы были лауреатами всех конкурсов, какие только проводились в стране. Завоевывали все призовые места. В 1989 году мы удачно выступили в Москве и потом нас пригласили выступить на Красной площади на Параде Победы. Принимали участие в фестивале духовой музыки в Калининграде в 1991 году. Ездили в «Артек» на месяц. Играли там на всех меро-приятиях и там же отдыхали. Из моих артистов создали отдельный отряд, — вспоминает с улыбкой Юрий Викторович. — В дружине «Хрустальной» был композитор, написал им гимн. Тогда я ночью сел за фортепьяно и написал гимн для нашего оркестра. И мы в конце сезона как дали сюрприз-концерт! После этого нас ценили и уважали. А ведь вначале спрашивали: а где это Улан-Удэ?

Калининград—Улан-Удэ

— Помню, как весь оркестр, 30 человек, вывезли в Калининград на самолете улан-удэнского авиазавода. Его директору Юрию Кравцову надо было в Москву, и он летел с нами. Так он каждому ребенку разрешил посидеть в кабине пилота. Представляете, сколько восторга было у детишек! Какие воспоминания на всю жизнь! И через 12 дней фестиваля тот же самолет нас обратно забрал. Смешно было, когда один из руководителей другого оркестра хвастался и предлагал свой автобус, чтобы довезти всех до Москвы. Так его одернули: молчи, вон улан-удэнский оркестр на своем самолете прилетел.

До сих пор на имя Худэя из Калининграда приходят приглашения на фестивали и конкурсы. Но где найти деньги на перелет целого оркестра? В 1982 году Юрий Викторович стал заслуженным деятелем культуры РБ, а в 1991 году и Россия признала его заслуги. Но лучшей наградой любого учителя становятся успехи учеников. Многие бывшие маленькие оркестранты окончили музколледжи и консерватории. Есть среди них и заслуженные артисты.

— Из известных в оперном работает Юрий Дыбкеев, во ВСГАКИ Юрий Тютрин преподает, — рассказывает Юрий Викторович.

Мытарства мастера

Закончилась советская эпоха. С нею ушли и духовые коллективы при предприятиях. Но самые большие мытарства начались у оркестра не из-за старых инструментов. Когда ДК «Текстильщик» отдали в аренду, оркестр остался без помещения. Сначала разместились в 49-й школе. Затем во Дворце пионеров, нынешнем ДДЮТ. Но там не нашлось места для занятий. Только когда в 18 квартале открылся новый дет¬ский досуговый центр, комитет по образованию Улан-Удэ предложил там просторное помещение для духового оркестра. Единственное, что не учли строители, переделывая бывшее кафе, — звукоизоляцию. Если раньше жильцы дома жаловались на шумных посетителей кафе, то сейчас жалуются на шум от репетиций. Впрочем, увидев, с каким увлечением занимаются дети, недовольные быстро остывают. А уж когда услышат знакомые мелодии, у людей старшего поколения загораются глаза.

Больной вопрос

— Я столько порогов обил. Говорил, вот у меня дети готовые, играющие. Никто палец о палец не ударил. А ведь дети не перестают интересоваться духовой музыкой. Они приходят, узнав друг от друга. Сейчас человек 20 ходит, — рассказывает Юрий Викторович.

Сегодня самый больной вопрос для Худэя — инструменты. Его дети играют на паяных-перепаяных инструментах, которые старше самих оркестрантов порой в десятки раз. А ведь духовой оркестр, как никакой другой, нуждается в постоянном обновлении материальной базы.

— Как закрылся ТСК, Клавдия Павловна списала мне все оставшиеся инструменты. И с тех пор в нашем оркестре нет ни одного нового инструмента. Я сам ремонтирую, чиню, латаю. Мне обещали скоро купить. Самый дорогой инструмент стоит 130 тысяч, это сузафон фирмы «Ямаха». Остальные — 30—50 тысяч. Какой родитель сможет купить такой инструмент для занятий? Первая партия скоро придет, это 8 инструментов. Еще два раза надо заказать, — сокрушается Юрий Викторович.

На вопрос, что нужно для занятий духовой музыкой, он отвечает, что, помимо музыкального слуха, нужно очень большое желание. Оркестранты Худэя занимаются каждый день. Многим детям очень нравится яркая внешняя сторона: шествие по улицам в красивой форме с начищенными инструментами. А за этим стоит ежедневный труд. Но те, кто прикипел, не пропускают ни дня. Есть и те, кого родители приводят с лечебной целью, для развития слабых легких.

— Главное, мои детишки живут дружно, друг за другом смотрят. У них такой соревновательный процесс идет. Все тянутся за другом. Такая атмосфера творческая очень помогает делу, — рассказывает Юрий Викторович.

И в такой творческой атмосфере музыки и детства он работает уже 44 года. Работает так, как может только фанат своего дела. Он не верит, что его живую духовую музыку навсегда вытеснит искусственная электронная.

— Мечтаю купить инструменты и увеличить состав оркестра. А главное, мечтаю научить своих детишек играть на ходу. Мы пока можем только сидя играть. Понимаете, для детей тяжело играть на ходу, тяжело ребенку с трубой на губах шагать и с ритма не сбиваться. Ведь наши духовые оркестры в основном предназначены не для концертов в закрытых помещениях. Мы должны в идеале сопровождать шествия, марши, а во время праздников на открытом воздухе мы должны звучать на площадях, в садах и парках, — объясняет Худэй.

Наш герой удивительно скромный человек. Его удивило и даже озадачило, что родители учеников выдвинули его кандидатуру на звание «Человек года». Озадачило, потому что Юрий Викторович начисто лишен тщеславия, он не собирает газетные вырезки о себе, коих было немало за все годы работы. И даже на просьбы принести фотографии с последних концертов или праздников растерянно разводит руками. Не фотографирует он и не умеет просить организаторов мероприятий о том, чтобы дали и ему несколько снимков. Нам пришлось снимать его оркестр во время репетиции. Юные оркестранты очаровали своей непосредственностью. Особенно позабавило поучение о том, что для саксофона можно иметь любые губы, а для игры на трубе «во-от такие большие»!

— Юрий Викторович никогда не будет хвалить себя. Он никогда не расскажет о том, что знаем мы. В зимние морозы он лично развозит учеников по домам на своей машине. Боится, что простынут. Дети уже сами просят его просто покатать, — рассказывает мама одного из учеников Оюна Будаева. — Кто еще так самозабвенно учит детей музыке?

Андрей Ян





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ