Выставка Владимира Осипова еще не открылась, а у гостей вернисажа уже глаза разбегаются: притяжение многих полотен огромно, и не знаешь, куда прежде подойти, с чего начать, на чем остановиться...
С одной стороны, куда ни глянь — Байкал с его заснеженными горными вершинами, серая свинцовая вода или ледяной панцирь, снег в долинах и на склонах... Полотна, даже не особенно крупные по своим размерам, кажутся масштабными, даже панорамными. И конечно, бросается в глаза, что «герой» живописных полотен у Владимира Осипова один — это Байкал.
Мои собратья-журналисты тут как тут — спрашивают:
— Вы пишете в основном Байкал. Вам не надоедает?
— В большинстве случаев — да, Байкал. А вообще, я много путешествую, так что есть и Тюмень, и Китай, и Вьетнам, и Русский Север... А вот года три назад мы с читинскими художниками ездили по БАМу: нашли одно чудесное, хоть и небольшое озеро — Леприндо. Прямо-таки французское название, а посмотришь — такой мини-Байкал, фантастически красивое озеро! Мы там прожили дней 15—20, работали много... Я целую серию пейзажей написал. Снег выпал, палатки наши засыпало, а мы все не уезжаем — так нравится!
Были годы, когда я воспринимала Владимира Осипова исключительно как представителя усть-илимской живописной школы. Но вот он, вслед за своим другом, поэтом и архитектором Владимиром Пламеневским, поселился поближе к Иркутску, в Листвянке, — правда, от этого географического перемещения он мало переменился как художник. Однако вопрос напрашивается: сам себя он причисляет к какой-то школе? Или это — его собственная, осиповская школа?
— В Усть-Илимске у нас собралась шикарная, красивая компания художников. В Иркутской области такое постоянно бывает: то Шелехов загремит, то в Зиме был всплеск, потом все заговорили о Братске. Настал момент и Усть-Илимска — когда сложилась «могучая кучка» в составе Лаура, Тарасика, Урбановского, Погребного... Я к ним присоединился. За короткое время город открыл свою картинную галерею, открыл свой институт, и в связи с этим тоже появилось много молодых интересных ребят. Я там тридцать лет прожил — конечно, был весь погружен в художественную жизнь города.
— В таком случае не знаем, как насчет усть-илимской школы, но что вы нашли индивидуальный, узнаваемый стиль, — это совершенно очевидно.
— Если художник узнаваем — это хорошо, наверное...
— Вас наверняка не раз спрашивали: почему у вас Байкал в основном серый?
— Так сложилось... Я был на Черном море, в Крыму, где меня принимал мой хороший товарищ Володя Пламеневский, — он из Севастополя. И он говорил, что Байкал надо писать в солнечную погоду. Я попробовал писать в солнечную и Черное море, и потом, позднее, Байкал: получаются открытки. А я открытки делать не хочу. Для меня Байкал не Крым, он холодный и суровый.
Вот вы спрашиваете, почему серый? Вы выбрали погоду, на полдня приехали и увидели: он для вас синий, сияет под солнцем, а вы уехали — на другой день на нем шторм. А я здесь живу уже пятнадцать лет и тридцать лет его пишу; он для меня родной, но и разный! Потому и не хотелось бы превращать Байкал в сувенирную продукцию.
— А можно так сказать, что вы всегда пишете одну картину — картину Байкала?
— Пожалуй, можно. Байкал никогда не надоедает, потому что он разный, он переменчивый ежечасно, если не сказать — ежеминутно; и ты его никогда не напишешь во всем объеме.
Владимир Осипов как житель поселка Листвянка, конечно же, завел себе собаку — кроткую и умную симпатягу по кличке...
— А напомните, как зовут вашу любимую собаку!
— Чока. Чоко-пай. Что означает «шоколадный пирожок». Она у меня живет уже двенадцать лет.
— Вместе с вами в Листвянке работает ваш сын — он, если не ошибаюсь, дизайнер?
— И сын, и дочка. Дочь закончила школу у меня, потом у меня же — институт и сейчас преподает в художественной школе и в институте — в Усть-Илимске. И еще растут две внучки и внук: рисуют с утра до вечера!
— Сколько картин в год примерно удается писать? Учета не ведете?
— Не веду, хотя ничего зазорного в том не вижу: даже Пикассо работы не подписывал, а ставил номера. А насчет плодовитости... сколько могу, столько и пишу, хотя перерывы тоже бывают; но — хотелось бы писать больше. Здесь, на этой выставке, — работы с 1995 года и по нынешний день, всего около полусотни.
…В окружении осиповских байкальских полотен зрителю порой холодновато — так чувствует себя горожанин, выехавший на Байкал летним теплым днем и ощутивший на берегу озера его освежающе ледяное дыхание. Да, Байкал не всегда ласков и игрив, а если точнее — он и в летней синеве умеет показать свой нрав, свой характер. Думается, поэтому и художник Осипов не идет по легкому пути — он показывает Байкал не таким, каким его воспринимают туристы, а каким видит его сам — со всеми его смутами и волнениями, во всем его величии и красоте. И он ничуть не кажется однообразным — он многолик и многогранен, непредсказуем и глубок. Как в жизни.
Убедиться в этом можно, придя на выставку Владимира Осипова в отдел сибирского искусства художественного музея имени В.Сукачева.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».