Красноярские эксперты обеспокоены созданием Министерства развития Дальнего Востока

Участники круглого стола "Зоны ответственности центра и региона в реализации программы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока", прошедшего в Красноярске, сформировали 12 предложений федеральной и региональной властям. Среди инициатив – создание надрегиональной структуры, ответственной за развитие региона, проведение индустриализации на основе создания предприятий по глубокой переработке сырья, за счет привлечения инвестиций из стран импортёров, а также снижение налоговых ставок и налогооблагаемой базы для товаропроизводителей и субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от видов деятельности, осуществляющих деятельность на территории Сибири и Дальнего Востока.

Спикерами круглого стола выступили Александр Левицкий, заместитель проректора СФУ, Юрий Москвич, директор Центра стратегического прогнозирования ГОУ ВПО КГПУ имени Астафьева, Вячеслав Александров, руководитель комиссии по инновационному развитию и инвестиционной политике Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края, Алексей Менщиков, член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, директор КГОУ «Институт муниципального развития», Геннадий Блинов, руководитель краевого «Центра программ развития человеческого потенциала», Пётр Константинов, депутат Красноярского горсовета, Сергей Ким, член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что развитие Сибири невозможно без участия субъектов федерального округа.

-- На фоне стагнации Европы и усиления юго-восточной Азии наше государство приходит к пониманию необходимости переориентации модели развития. Федеральная власть решает серьезную геополитическую задачу – выстраивание внешней политики страны. Регионы здесь не сильные игроки. Но решение социальных, экономических, инфраструктурных задач на местах – это обязанность субъектов федерации. Центр не будет заниматься этими проектами, - считает Александр Левицкий.

-- Возможна ли перезагрузка Российского государства без участия субъектов федерации? Возможна. Мы не договорная страна, не Соединенные штаты Америки. У нас решения традиционно принимаются центром. Однако здесь есть серьезные риски. Учитывая особенности менталитета, общественность не поддержит подобную инициативу, - говорит Алексей Менщиков, член Совета Гражданской ассамблеи Красноярского края, директор КГОУ «Институт муниципального развития». – Что такое «развитие Сибири и Дальнего Востока»? Рядовому жителю страны это непонятно. Нужны масштабные понятные людям проекты, в реализации которых они примут участие. Например, Транссибирская магистраль. Люди понимали, что они делают серьезное дело, от которого зависит будущее страны.

Вячеслав Александров предложил сформировать список проектов, которые могут дать энергию программе развития Сибири:

-- Мы должны выступать с инициативой, предлагать свое видение, либо нам навяжут проекты сверху. Сейчас ситуация непонятна: говорили о госкомпании, а создали Министерство развития Дальнего Востока. Кто в этой ситуации должен заниматься развитием Сибири?

В этом вопросе мнения участников разделились. Часть экспертов настаивала на бессмысленности действий в ситуации неопределенности. Другая часть говорила о необходимости актуализации вопроса снизу и «создании инфраструктурных ловушек для развития в регионах», то есть комфортных условий для реализации и максимальной капитализации проектов развития.

-- Если отдать процесс развития в управление центру, ситуация коренным образом не изменится. Мы должны обязать местные власти обсуждать программу развития. Регион должен понимать, какие конкретно проекты он может предложить, - заявил Александр Левицкий. – Кроме того, нам нужно отрабатывать механизм взаимодействия между территориями внутри госкомпании. Возьмем пример Богучанской ГЭС. Проблема затопления – это, прежде всего, проблема Иркутской области. Затапливаются территории, где растет лес, где должно добываться золото. Почему это происходит? Потому что две территории – Красноярский край и Иркутская область – работают разобщено, каждая – на достижение своих целей. В такой ситуации говорить о развитии макрорегиона бессмысленно.

В качестве первого шага участники круглого решили выйти с инициативой организации дискуссионных площадок к экспертным группам близлежащих регионов: Хакасии, Тувы, Иркутской области.

"Байкал24" по материалам http://www.agt-siberia.ru





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ