В два клика на море

Туристический бизнес в этом году ожидает небывалый всплеск спроса. По оценкам ВЦИОМ, 5% россиян в этом году собираются отдохнуть за границей. Такого не было за последние 20 лет. Между тем, в отрасли не утихают жаркие споры о том, за кем будущее в индустрии e-travel: за турагентствами или за ресурсами для самостоятельных путешественников.

Убедить в важности директ-маркетинга и дружеских отношений между турагентом и путешественником можно любого клиента. Но только не статистику, которая с завидным упрямством показывает обратное. По данным «RUметрики», за 2009 год турагентствам стало доверять на 20% меньше путешественников, чем раньше. Что стало причиной данной тенденции? Кризис, да. Но налицо и сдвиг модели мышления современного путешественника. Иностранными языками он владеет лучше, чем те, кто ездил за рубеж 10 лет назад, мир воспринимает как гораздо менее ограниченную структуру.

Государство не чинит препятствий самостоятельным путешественникам; популяризация электронных авиабилетов, которые с 2007 года можно купить где угодно, вернуть и обменять без проблем, может послужить мощным толчком к развитию самостоятельного туризма, как это произошло в США в далеком 1996 году. Также упомянем и упростившиеся процедуры страхования человека, выезжающего за рубеж (например, годовая страховка стоит $15–40), и получения визы – в некоторых случаях для ее оформления будет достаточно предъявленного обратного авиабилета и ваучера на проживание в отеле.

В этом году на пляжах за рубежом будут наслаждаться солнцем около 7 миллионов россиян – рекордный показатель за всю историю туристической индустрии в нашей стране (и это только официальный прогноз). Портрет среднестатистического туриста из России также существенно изменился: среди них будет очень много менеджеров среднего звена и студентов. Этим людям внимание турагента далеко не принципиально; им нужно идеальное сочетание цены и качества сервиса в месте, где они планируют провести свой отпуск, а также максимальное количество информации об этом месте, – живой информации, создаваемой такими же, как они, пользователями в интернете, а не ярких глянцевых картинок из каталогов.

Пусть кто-то скажет, что я как «соучастник» в деле развития одной из крупных международных систем, призванных облегчить процесс самостоятельной организации путешествий, высказываю свою предвзятую точку зрения. Если так, можно ли говорить о предвзятости общедоступной статистики «RUметрики» за прошлый год, показавшей значительный рост предпочтений по самостоятельной организации поездок в Рунете (в конце 2009 года самостоятельно организовывать поездки предпочитали 53% российских пользователей, в то время как в мае 2009 эта цифра составляла 47%)? За 2009 год аудитория сектора «Туризм» выросла на 34%: в ноябре он составляла 1,06 миллиона пользователей, а сейчас и того больше.

На такие сайты, как Momondo.ru, AnywayAnyday.com, Ozon.travel, Skyscanner.ru, IGlobe.ru, Kayak.com, Booking.com и Hotels.com приходят миллионы людей ежемесячно – для того, чтобы найти лучшие предложения на авиабилеты, гостиницы, пообщаться друг с другом, поделиться мнениями и рекомендациями, почитать блоги – и с каждым днем их количество, равно как и процент пользователей из России только увеличивается.

Я ни в коем случае не предрекаю кризис традиционной туристической системы в России. Наши туристы, не так хорошо знакомые с интернетом, плохо владеющие иностранным языками, зачастую идущие к туроператорам из-за нежелания тратить время на самостоятельный поиск полезной информации, все так же продолжат осаждать офисы турагентств. Однако я также и не соглашусь с высказанной на «Неделе Электронной Торговли» точкой зрения, что до полноценного прихода ресурсов для самостоятельных путешественников на российский рынок придется ждать еще лет эдак 15. Интернет развивается во всем мире, и оставлять российский рынок за пределами глобальных тенденций было бы, на мой взгляд, преждевременно. Группа пользователей, не желающих платить комиссию турагентствам за их услуги, а составляющих финальную стоимость своего отпуска из цен прямых поставщиков, уже достаточно многочисленна на нашем рынке, и, согласно общемировой тенденции, она продолжит расти.

Туристические агентства, в свою очередь, активно перенимают сильные стороны сервисов для самостоятельных путешественников. Например, уже сейчас «Капитал Тур» и «Натали Турс» предлагают своим пользователям сервисы по бронированию авиабилетов, гостиниц, туров и т.д. отдельно, а не пакетом. Недостаток заключается в том, что выбор предложений у таких организаций не столь широк – следовательно, пользователь не всегда может найти оптимальный ценовой вариант для себя, соответственно, не достигая желаемого эффекта по снижению издержек. К примеру, один и тот же маршрут может обслуживаться несколькими авиакомпаниями, и пока предложения от каждой из них не будут включены в базу поиска, общей картины рынка перед глазами у финального пользователя не возникнет.

Плюсы самостоятельной организации путешествий заключаются в возможности гибкого моделирования поездки, интересующей пользователя, а также в прозрачности цен: пользователь видит, за что он платит. Минусы – в увеличивающихся временных затратах на поиск необходимой информации и ограниченной поддержке пользователя за рубежом. Иными словами, русскоговорящего гида, который будет постоянно помогать и присматривать, самостоятельному путешественнику никто не предложит.

Алексей Кудрявцев



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ