Премьера необычного спектакля «Кольцо для Эдит» о легендарной французской певице представят 27 марта в Международный день театра на камерной сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова. Проект осуществлен в рамках празднования Года Франции в России.
Главную роль в постановке сыграла известная актриса с потрясающими вокальными данными – Елена Киселева, которую, кстати, уже можно назвать Эдит Пиаф «со стажем». Ведь она играла ее в иркутском «Театре пилигримов» и в Хабаровске, куда ее пригласили специально на эту роль. Однако, по словам автора пьесы и режиссера Антона Кодкина, более известного своими работами в документальном кино, новый спектакль – не рефрен старых постановок, а совсем другая история.
– Взявшись за литературу о Пиаф, мы заметили, что в основном все авторы интересуются ее личной жизнью, – отмечает Антон Кодкин. – Но мы решили, что нам французская певица интересна именно своим творчеством, великолепным голосом, душевной добротой и силой личности, благодаря которой она пела прекрасные песни и помогала людям. У нее была достаточно недолгая жизнь, она умерла в 48 лет, но успела сделать так много.
Однако биографов Эдит Пиаф все-таки можно понять, ведь певицу любили такие яркие мужчины, как известный шансонье Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис», в котором выступала певица, интеллектуал, бывший легионер и искатель приключений Раймон Ассо, режиссер Жан Кокто, легендарный Чарли Чаплин и другие. Некоторые из них были действительно гениальны, а имена других вошли в историю именно благодаря тому, что их любила великая певица. Всех возлюбленных Эдит Пиаф в спектакле играет один актер Роман Звонков.
– Перевоплощаться ему нужно мгновенно, – говорит Антон Кодкин. – Причем играть персонажей от Луи Лепле до Чарли Чаплина. Кстати, исполнить роль последнего было сложнее всего. Хоть эпизод с ним короткий, но Чаплин все-таки гений, кстати, он говорил, что «Эдит Пиаф делает в своих песнях, то же самое, что я в кино». Мы можем вспомнить «Огни большого города» – фильм о маленьком человеке в огромном мире, об этом же песни Пиаф. В них нет неземной романтики, там все конкретно – «остановите музыку, ведь любимый мой никогда не вернется» – это говорит проститутка с площади Бегаль. Она поет о тех, кто воюет, работает в порту, об уличных девчонках, у кого жизнь не сложилась, но которым тоже хотелось бы нормальной любви и простого человеческого счастья.
По словам Антона Кодкина, пространство спектакля решено весьма условно, ведь в этой истории, как и в самой Эдит Пиаф, внутреннее содержание важнее, чем внешний лоск. Действие происходит в «черном кабинете», на сцене два письменных стола. Один – место обитания писателя, который написал книгу о певице, второй – среда самой Эдит Пиаф.
– Мы хотели вложить в спектакль мысль, что когда любишь и ценишь человека, хочешь сделать для него что-то хорошее или сказать, не нужно откладывать это на потом, потому что потом может быть поздно, – пояснил Антон Кодкин. – В спектакле писатель олицетворяет конфликт с обществом. С ним Эдит Пиаф полемизирует и говорит ему: «Когда вы сделаете любимому человеку подарок, вы поймете, что я имею в виду». Но писатель не успевает преподнести кольцо любимой.
Кстати, по мнению режиссера, у самой Елены Киселевой масса сходств с главной героиней, и импульсивность характера – одно из ключевых. А потрясающие вокальные данные дают ей полное право достойно исполнять народные хиты Пиаф. Кстати, в постановке девять песен народной певицы Франции звучат без купюр, и среди них знаменитая «Нет, я ни о чем не жалею».
– Эдит Пиаф прожила потрясающую жизнь, – продолжает Антон Кодкин. – Была очень простой и при этом обедала с королями. Нажила огромное состояние, но все раздарила и умерла в долгах. А в конце жизни вышла замуж за грека и приняла православие. Но главное – ее песни, которые пользовались настоящей всенародной любовью. Например, когда на ее знаменитый концерт, который она давала с Эйфелевой башни, пришли более десятка тысяч человек – это было истинное признание, которое дает ей право считаться настоящей народной певицей.
Спектакли «Кольцо для Эдит» будут идти на сцене драмтеатра 27, 28 и 30 марта, а также в апреле. В дальнейших же театральных планах постановочной группы работа над проектом «Байкальские сказки», где Елена Киселева выступает еще и как композитор.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Вячеслав Столяров