В декабре прошлого года президент РФ Владимир Путин поставил в ранг национальных проектов экономический подъем Сибири и Дальнего Востока. Правительство Иркутской области также взяло курс на индустриализацию. Одним из сдерживающих факторов для развития экономики Приангарья является отток населения. Можно построить сколько угодно производств, в том числе и высокотехнологичных, но без кадрового потенциала они не будут работать. Своим видением ситуации, а также решением поставленной президентом задачи, поделился депутат Законодательного Собрания Иркутской области от политической партии «Гражданская Платформа», член комитета по собственности и экономической политике, председатель совета директоров ОАО «Янгелевский горно-обогатительный комбинат» Эдуард Дикунов.
– Задача, обозначенная президентом, – актуальна, серьезна и глобальна. Фискальные и административные меры поддержки новых производств, о которых говорит глава государства, конечно, важны, разработкой механизмов их реализации уже занимаются соответствующие ведомства. Уверен, что все это будет работать и принесет соответствующий эффект. Реализуя посылы президента, главное – правильно распределить сферы участия государства и правильно определить направления, где необходима государственная финансовая поддержка. Считаю, что усилия государства следует направить на создание в Сибири условий для развития внутреннего потребления извлекаемых ресурсов, то есть для создания условий для их глубокой переработки и получения продуктов с большей добавочной стоимостью. И второе важное направление – вложения в повышение привлекательности региона как места постоянного жительства и для опытных квалифицированных специалистов, и для молодых перспективных выпускников высших учебных заведений, техникумов. Это два проблемных момента в структуре общей инвестиционной привлекательности региона, заслуживающих особого внимания.
Ресурсный потенциал области, он хорошо известен, его повышать не требуется. Необходимо создавать условия, чтобы этот потенциал был реализован. На примере Янгелевского ГОКа, который занимается добычей и обогащением кварцевого сырья на Игирминском месторождении, одном из крупнейших в России, могу сказать, что потенциал месторождения позволяет увеличить добычу и переработку в несколько раз, так как сфера применения кварцевых концентратов очень обширна, от промышленности строительных материалов до производства карбида кремния. Думаю, появление в регионе новых предприятий-потребителей исключило бы причину определенной стагнации сырьевых промышленных предприятий. Решение проблемы кроется в первую очередь в создании дополнительных рынков, то есть в появлении в Сибири новых крупных высокотехнологичных производств. Надеюсь, благодаря личному участию в вопросе развития региона губернатора области Сергея Владимировича Ерощенко, такие производства у нас появятся. Губернатором уже сформированы и озвучены предложения о создании в регионе зон опережающего развития, где планируется разместить высокотехнологичные производства. Одна из зон – это Северо-Сибирский индустриальный пояс, где усилия будут направлены на промышленную разработку месторождений полезных ископаемых и их переработку, на модернизацию существующих традиционных отраслей промышленности и на развитие новых производств, которые обеспечат потребление добытого сырья. Крупные производства дадут новый толчок развития предприятиям среднего и малого бизнеса (субподряд, аутсорсинг, инжиниринг и др.).
– Здесь я бы хотел остановиться на механизмах привлечения крупного бизнеса в регион. У нас много говорится, немало делается для повышения инвестиционной привлекательности, в частности, в прошлом году был создан инвестиционный портал, аккумулирующий максимальный объем информации о регионе, его возможностях, проектах, приняты законы, предоставляющие льготы и поддержку инвесторам, правительственные делегации регулярно проводят презентации области как в России, так и за рубежом, создано ОАО «Центр поддержки инвестиций Иркутской области», основной целью которого является обеспечение режима «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с органами государственной власти федерального и областного уровней. Такие инструменты активно используются и в других регионах СФО. Как показала практика, общая работа не дает ожидаемого эффекта. Такие меры хорошо работают для малого и среднего бизнеса. А если говорить о крупном, о реиндустриализации, то нужна адресная работа с целевой аудиторией – с международными промышленными корпорациями (далее инвесторами): личные обращения, приглашения от руководителей региона самого высшего уровня.
Сегодня регулярно в новостных лентах проходит информация о том, что тот или иной крупный инвестор с мировым именем ищет площадку для нового завода в России, и многие даже в Сибири. В вопросе привлечения крупных инвесторов первостепенной задачей подразделений правительства региона, обеспечивающих эти направления, должен стать не сбор готовых инвестпроектов от местного бизнеса, который видит идею, но не может в силу разных причин ее реализовать, а активный поиск заинтересованного крупного инвестора, который уже имеет действующий бизнес в России и является экспертом на своем рынке – у него есть и опыт, и знание, и специалисты, которые учтут и просчитают все риски и эффекты, и который сам профинансирует реализацию проекта, конечно же, в расчете на определенную поддержку региональной власти.
Для этого потребуется создание специальных банков данных, реестров потенциальных инвесторов, создание персональных паспортов (досье) на каждого потенциального инвестора, соответствующего всем стандартам (критериям), и разработка на их основе индивидуальных планов работ (дорожных карт) с каждым из них. Основой работы над созданием таких банков должно стать знание сырьевого потенциала региона и того, какие продукты с большей добавочной стоимостью можно создавать из имеющегося сырья, и искать в первую очередь того, кто такие продукты уже успешно производит и продает (какие производства размещаются вблизи аналогичных месторождений в других странах мира), это должны быть востребованные продукты, которые будут работать как на импортозамещение, так и на внешние рынки. Такой подход должен дать тот самый ожидаемый синергетический эффект – доход и от разработки и добычи полезных ископаемых, и от реализации продуктов, полученных на их основе, которого ждут разработчики стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области. При разработке программы социально-экономического развития региона на 2014–2018 годов обязательно необходимо учесть, развитие каких месторождений полезных ископаемых должно быть в приоритете.
Возвращаясь к вопросу формирования базы данных инвесторов, также можно было бы обратиться к бизнес-сообществу, которое заинтересовано в появлении новых перспективных рынков, знакомо с мировым опытом в своей отрасли и в смежных отраслях и может дать свои предложения о потенциальных инвесторах для рассмотрения и включения в соответствующий банк данных. Янгелевский ГОК, например, предлагает список потенциальных инвесторов, которых можно рассмотреть для отработки – это мировые лидеры своих отраслей, и у каждого из них есть в планах строительство очередного нового завода в России, у некоторых конкретно в Сибири. Это такие известные компании, как Anadolu Rusgam (стекольная промышленность), CARBO-ceramics (производство керамических проппантов), CUMI (производство карбида кремния), Saint-Gobain ISOVER (теплоизоляция), URSA (теплоизоляция). Одним из примеров эффективности такой работы могу привести проект компании Henkel, которая в Новосибирской области в 2014 году начинает строить очередной крупнейший завод по производству сухих строительных смесей. При этом искать площадку для завода компания начала еще лет пять назад, рассматривались почти все сибирские регионы: и Красноярск, и Томск, и наш регион в том числе.
– Понятно, что одного адресного обращения к инвестору мало. Властям необходимы веские аргументы в пользу Иркутской области перед другими регионами, чтобы быть более убедительными. И здесь, конечно, есть, над чем работать. Как я уже говорил, немаловажной задачей, а возможно, и ключевой, является задача повышения качества человеческого капитала и удержание его здесь, в Сибири. Невозможно реализовать ни один значимый проект без квалифицированных кадров. А проекты, которые призваны поднимать экономику региона – это инновационные, высокотехнологичные проекты, требующие специальных знаний.
Любой серьезный инвестор обращает внимание на кадровый потенциал того региона, куда намеревается вкладывать деньги. А кадровый потенциал – это люди, которые сегодня все-таки больше уезжают, чем приезжают. А по прогнозам регионального министерства промышленной политики и лесного комплекса, при реализации долгосрочной программы социально-экономического развития к 2020 году потребуется более 13 тыс. новых высокопроизводительных рабочих мест. Экономически активного населения в Иркутской области осталось около 1,2 млн человек.
Поэтому, говоря о первостепенных задачах для власти на ближайшую перспективу, я бы обозначил реализацию мер по удержанию здесь экономически активного населения.
Удержать грамотного, готового специалиста в районе можно, создав для него комфортные условия для жизни, чтобы воспитать такого специалиста, необходимо приложить еще больше усилий. От того, насколько эффективно будут вложены средства в процесс воспитания, становления человека сегодня, зависит, какого качества человеческий капитал будет сгенерирован у нас в области через 5–10 лет. Я сейчас не говорю о дошкольном и школьном образовании – это основа, на ней сосредоточены основные усилия властей. Но не стоит забывать, что возможности получения дополнительного образования и организация свободного времени ребенка также играют немаловажную роль в воспитании подрастающего поколения. Необходимо каждому ребенку предоставить возможность посещать кружки по интересам, спортивные секции, причем важно, чтобы ребенку там было интереснее, чем просто на улице. То есть это должны быть современные, оснащенные всем необходимым инвентарем дома культуры, спортивные центры, библиотеки. Многие специалисты уезжают сегодня из районов не за заработной платой, а за социальными благами, и в первую очередь – за возможностью получения лучших условий для развития себя и своих детей. Надо понимать, что сегодня комфорт – не просто наличие работы и благоустроенной квартиры, а возможность интересно проводить досуг, развивать себя и свои семьи, причем все эти блага должны предоставляться на уровне как минимум не хуже, чем в европейской части России.
Я не говорю об административных центрах, их социальная инфраструктура относительно развита, а говорю о районах, в том числе о небольших рабочих поселках, которые зачастую являются градообразующими. Такие районы вполне могли бы стать точками экономического роста, о которых схема размещения производственных сил Иркутской области говорит как об опорных территориях второго и третьего уровней. Конечно, такой статус каждый поселок должен подтвердить и обосновать перспективы, ожидаемую отдачу в будущем от сегодняшней государственной поддержки. На такие административные субъекты необходимо направить меры государственной поддержки, которые заключаются, прежде всего, в создании комфортной социальной среды, без которой невозможно будет ни привлечь сюда людей, ни удержать их.
Социальная инфраструктура – это не только современные школы и детские сады, медицинские учреждения, на которых, как я уже говорил, сосредоточены максимальные усилия властей, но и дома культуры, спортивные центры. Региональная власть как разработчик соответствующих государственных программ поддержки и развития всех аспектов социальной инфраструктуры, механизмов их реализации, при разработке социально-ориентированного бюджета обязательно должна учесть потребность в увеличении в структуре бюджета доли расходов на капитальное строительство новых объектов культурного и спортивного назначения (домов культуры, спортивных центров) в точках экономического роста. А так как текущий год объявлен президентом Годом культуры в России – акценты на таких направлениях использования бюджетных средств тем более актуальны.
Задача местной власти – консолидировать общественное мнение, мнение бизнеса в отношении вопросов развития социальной инфраструктуры на местах, быть настойчивой в стремлении получить соответствующую государственную поддержку для развития своих муниципальных образований. Сегодня многое бизнес берет на себя, почти у каждого предприятия есть программы социально-экономического партнерства с местной администрацией. Принятый закон о государственно-частном партнерстве будет решать проблему развития социальной инфраструктуры, но вряд ли он будет работать там, где население не готово платить большие деньги за социальные услуги. Бизнес инвестирует средства в производственные активы, а опережающие государственные инвестиции важны в создании именно таких объектов социального назначения, которые принесут региону в средне- и долгосрочной перспективе прибыль в виде преумноженной стоимости человеческого капитала.
Думаю, что решение этих двух аспектов, обозначенных выше, в 2014 году ляжет в основу моей деятельности как члена комитета по собственности и экономической политике и нашей совместной работы с профильными министерствами, отвечающими за развитие этих направлений, а также за разработку инвестиционной стратегии Иркутской области до 2025 года. По сути, я предлагаю конкретный план мероприятий, практическое наполнение, механизмы, которые можно использовать для достижения целей, указанных в программе социально-экономического развития Иркутской области на 2014–2018 годы. При корректировке данной программы буду работать над тем, чтобы эти предложения вошли в нее в качестве конкретных мероприятий со сроками, ответственными лицами за исполнение и контроль.