На детский телефон доверия чаще звонят мальчики
На сегодняшний день в крае работает четыре службы Телефона доверия, две из которых в Чите, а еще две в Краснокаменске и Карымском. Одна из этих служб работает уже 20 лет, и все эти 20 лет помогает справиться с трудными ситуациями не только детям, но и взрослым, а некоторых даже спасает от суицида.
У кризиса нет сезонности
- В 2011 году было зарегистрировано около 25 тысяч обращений со всего края, среди которых две трети звонков от детей, - говорит Александр Пакулов, и.о. руководителя Минсоцзащиты Забайкальского края. - По предварительным же данным 2012 года наблюдается увеличение числа обращений граждан.
Всего же в сутки консультанты службы доверия успевают принять от 20 до 100 звонков совершенного различного характера. В штате каждой службы работает 4-5 специалистов-психологов, прошедших специальную подготовку по телефонному консультированию. Опыт работы позволяет ежедневно находить верные слова (а ведь только они есть в арсенале у консультантов) для тех, кто хочет их услышать. Больше чем советом помочь психологи не могут. Даже если ситуация на том конце трубки более чем серьезная.
- Поскольку одним из главных принципов работы Телефона доверия является анонимность и конфиденциальность, то проследить, сообщить кому-либо информацию о таком обращении мы не можем, - говорят работники службы.
В критических ситуациях, - таких как, к примеру, твердый настрой на суицид, - консультант предлагает привлечь к решению проблемы соответствующие службы (скорая, полиция, МЧС), но только с разрешения абонента. Но у бывалых психологов есть свои приёмы, «инструменты», которыми он может заставить переменить решение и сделать выбор в пользу жизни.
- Иногда человеку достаточно, чтобы его просто выслушали, разделили с ним горе, вину или обиду, страхи, тревоги, - поясняет глава Минсоцзащиты края.
Бывают ситуации, когда ребенок не может со своей проблемой обратиться к родителям – нет достаточного эмоционального контакта или боится наказания, осуждения, насмешек. И если под рукой окажется номер телефона доверия, это, возможно, убережет его от импульсивного, порой страшного, поступка. Задача взрослых – познакомить подростка с этим номером. Родители могут распечатать или написать на листке, положить на рабочем столе ребенка. Кроме того, ежегодно проводится акция «Дети говорят телефону доверия – ДА», среди учеников школ психологи проводят тренинги, лекции, конкурсы, чтобы сформировать доверительное отношение к службе. Информация о телефоне размещается в образовательных учреждениях, аптеках, остановках, через почтовые ящики и киоски «Союзпечать».
Розыгрыш – это «разведка боем»
Средний возраст максимальной активности звонящих – от 12 до 17 лет, причем звонят больше мальчики, чем девочки (в соотношении примерно 60% и 40%).
- Детей чаще беспокоят отношения со сверстниками и противоположным полом, а также конфликты в семье и в школе, – отмечает Александр Пакулов. - Бывает, что дети звонят и ради розыгрыша, здесь необходимо понимать, что так дети устанавливают первичный контакт со службой Телефона доверия и реализуют свою неосознанную потребность в общении с другими взрослыми. Также звонки-розыгрыши частично решают проблему времяпровождения детей и развивают их фантазию.
Многие из таких «шутников», по словам специалистов, обращаются повторно, и уже с серьезным отношением к решению своих актуальных трудностей.
Шутки шутками, а если серьезно, то за год специалистами службы было выявлено около 100 случаев жестокого обращения с детьми. И хотя, как говорилось выше, консультанты связаны в выборе средств помощи, существуют специальные стратегии построения работы с абонентами, заявляющими о насилии. Это, в первую очередь, зависит от того, кто позвонил: сам ребенок, свидетель насилия или взрослый, который не может справиться с гневом и эмоциями самостоятельно. Родителям психологи помогают «спустить пар», рассказывают как действовать случае непослушания ребенка и так далее.
- Если звонят дети, то сначала проводится экспресс-диагностика общего физического и психического состояния, оценивается степень угрозы и риска для жизни. Если таковая существует, то консультант по телефону детально инструктирует, что необходимо сделать, следит за выполнением действий, сопровождает ребенка в течении всего диалога, - говорит Александр Пакулов.
Поиск ресурсов психолог проводит, отталкиваясь от информации о том, с кем живет ребенок, кто его может поддержать, к кому он может обратиться. Также консультант предлагает ребенку довериться помощи конкретных специалистов и, если получает согласие, то передает информацию о данном обращении в «Социальную службу экстренного реагирования для немедленного оказания помощи семьям и несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации», созданную на базе краевого реабилитационного центра для несовершеннолетних «Надежда», а также в органы опеки и полицию.
Детский телефон доверия
8-800-2000-122
- Обращаться можно в любое время суток
- Звонок бесплатный
Тематика звонков:
49% - по вопросам общения со сверстниками
39% - по вопросам детско-родительских отношений
5% - по вопросам жестокого обращения с ребенком в семье
4% - по вопросам жестокого обращения с ребенком в среде сверстников
2% - по вопросам жестокого обращения с ребенком вне семьи
1% - по вопросам сексуального насилия в отношении ребенка
(По информации Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации)