Контейнерное судно «Истамбул-Бридж» из Китая в европейские порты пройдет по Северному морскому пути благодаря развитию российских технологий в области обеспечения регулярности маршрута. Это произойдёт впервые в истории развития Севморпути. По словам специального представителя госкорпорации «Росатом» по развитию Арктики Владимира Панова, проход судов обеспечивают ледоколы по проекту 22220:
«Китайская компания загрузила 22 сентября контейнерное судно «Истамбул-Бридж», которое пройдет сквозь Северный морской путь за 18 дней в британский порт. И это первый такой исторический рейс, то есть раньше его не было. Почему? Потому что есть инфраструктура, которая обеспечивает безопасность. Почему? Потому что есть единое окно, с которым они взаимодействуют, которое обеспечивают разрешение, помогают подготовить экипаж, обратить внимание и сопровождают этот рейс каждую минуту для того, чтобы было действительно безопасно и эффективно».
Судно из Поднебесной, направляющееся через российскую Арктику в европейские порты Филикстоу, Роттердам и Гамбург, окажется на границе Севморпути в начале октября. В целом маршрут потребует времени меньше традиционного – через Суэцкий канал – на 22 дня, и на неделю меньше, чем по железной дороге. Кстати, перевозка по короткому трансарктическому маршруту позволит сократить выбросы углекислого газа в атмосферу примерно на 50 процентов, что точно важно для европейцев.
Ледоколы проекта 22220 (тип ЛК-60Я) – серия российских универсальных атомных ледоколов, они самые большие и мощные в мире (тип расшифровывается ЛедоКол мощностью 60 МВт с Ядерной силовой установкой). Предназначены для обслуживания Северного морского пути и проведения экспедиций в Арктике. Использование переменной осадки позволяет ледоколам данного проекта равно эффективно работать как на глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек (судно может при необходимости подниматься и опускаться в воде, заполняя и опорожняя специальные емкости внутри). Ледоколы проекта 22220 заменяют старые ледоколы, построенные в советское время. По состоянию на сентябрь 2025 года Балтийский завод передал заказчику головной ледокол проекта «Арктика» и три серийных судна – «Сибирь», «Урал» и «Якутия». Продолжается строительство ледоколов «Чукотка» и «Ленинград», начата резка металла для «Сталинграда».
Летом 2025-го также стало известно, что «Росатом» и китайская New New Shipping создали совместное предприятие, которое займется строительством контейнеровозов для Севморпути.
В перспективе он должен соединить крупнейшие китайские гавани с ключевыми европейскими портами в Великобритании, Нидерландах, Германии и Польше. Цель КНР – наладить регулярное сообщение по «Полярному Шелковому пути». Запуск маршрута расширяет расписание отправлений и предоставляет компаниям больше возможностей для транспортировки. Первый рейс совпадает с пиковым сезоном предрождественских закупок в Европе. Это позволяет экспортерам выйти на рынок раньше, а в разгар сезона уйти от заторов.
Пока перевозки по Севморпути в летне-осеннюю навигацию 2025 года еще не завершены, но уже перевезено 276 тысяч тонн контейнерных грузов за 14 рейсов. Это уже на 56 процентов больше, чем годом ранее, когда перевозки контейнеров составили 176 тысяч тонн. Еще три рейса с контейнерами находятся в акватории пути.
Погода