Айкидо как вид боевого искусства получило распространение в России с приходом перестройки, в Иркутске начало активно формироваться в 90-е годы. Такое направление, как ки-айкидо, было официально зарегистрировано в нашей стране в 1996 году. В настоящее время Российская федерация ки-айкидо — подразделение всемирной организации Shin Shin Toitsu Aikido Kai, имеющей штаб-квартиру в Японии. Иркутское отделение федерации является одним из первых российских филиалов, история которого начинается с 1998 года. Направление пришло к нам из Хабаровска, где его начал развивать дипломат Юрий Степанов, имеющий большой опыт консульской службы в Японии и являющийся прямым учеником сэнсэя Котодзи Сигэру (седьмой дан). На данный момент сэнсэй Степанов имеет четвертый дан и продолжает обучение у Котодзи-сэнсэя в Японии. В 90-е годы в Иркутск на учебу в вузе приехал ученик сэнсэя Степанова и рассказал об этом виде боевого искусства. Постепенно начала собираться группа энтузиастов, куда входил и Александр Кононов. Со временем это стало его второй профессией, и на сегодня он является председателем Иркутского отделения Российской федерации ки-айкидо, обладает черным поясом по ки-айкидо. Александр ведет детские и взрослые группы, ежегодно ездит в Японию, где посещает международные семинары для инструкторов айкидо со всего мира. Япония вообще славится разными искусствами, направленными на то, чтобы человек сосредоточился, погрузился в себя, привел в порядок свой внутренний мир посредством таких занятий. В Стране восходящего солнца каждый человек имеет хобби, которое он развивает и в котором совершенствуется. О том, что такое ки-айкидо, Александр Кононов рассказал нашей газете.
«Что есть я?»
«Айкидо» — японское слово, состоящее из трех иероглифов. «Ай» — «гармония», «ки» — «энергия», «до» — «путь». Если все три совместить, то получится «путь гармонии и слияния с энергией». Конкретно в ки-айкидо во главе угла стоит энергия ки. Важным является понимание того, что у нас есть сознание и тело, умение объединить которые играет ключевую роль при выполнении приемов айкидо. Основные техники и подспудные элементы ки-айкидо направлены на то, чтобы человек эту гармонию сознания и тела в себе ухватил, почувствовал и перенес на все аспекты своей жизни. Основатель ки-айкидо Коичи Тохэй уделял большое внимание передаче своим ученикам не множества техник, а ключевых принципов, которые могут использоваться как в практике айкидо, так и в повседневной жизни.
Например, что на данный момент вызывает наиболее сильные опасения медиков и психологов? Жизнь в современных мегаполисах с плохими экологическими условиями и бурным темпом жизни приводит к стрессам, с которыми не все умеют справиться.
— Ки-айкидо — один из хороших способов не столько блокировать стрессы, сколько помочь человеку разобраться с самим собой, ответить на важные вопросы: «Что есть я? Что есть мое сознание и тело? И как они связаны между собой?» — утверждает Александр Кононов. — Негативное влияние стрессовых состояний на наше тело очевидно, любой человек очень хорошо это чувствует. Мы используем довольно простые тесты и упражнения, которые позволяют человеку научиться определять свое состояние — как психики, так и тела. С помощью них можно определить, насколько человек спокоен или напряжен, расслаблен или зажат. Ученики достаточно быстро начинают понимать определенные состояния и тогда и учатся их регулировать. Корни этих практик лежат в глубокой древности, когда самураи в своей подготовке стремились избавиться от страха смерти и становились отважными воинами, прославившимися на весь мир. Занятия включают различные виды специальных упражнений, разминок и растяжек, направленных на координацию сознания и тела человека, на то, чтобы он чувствовал свою целостность. Очень важный элемент практики — ки-дыхание и медитация, это мощные регуляторы состояния.
— Получается, что айкидо впитало и включает в себя все лучшее, что предлагают нам физические и духовные восточные практики?
— Да, конечно. Ки-айкидо очень глубокое и серьезное боевое искусство, в котором внимание уделяется не только приемам нападения и защиты. Одно из не менее важных направлений — развитие физического и духовного здоровья человека. Коичи Тохэй уделял внимание аспектам здоровья — его сохранению и приумножению. Причем в своем направлении он использовал не только знания, полученные от основателя айкидо, но и некоторые практики из дзена и йоги.
Для обывателя, имеющего лишь общие представления об айкидо, это прежде всего искусство не нападать, а отражать удары. Одно из толкований айкидо таково: «Умение управлять движением противника». Все приемы в этом боевом искусстве основаны на взаимодействии. Нет техник, которые учитывают лишь движения тела — схватил, бросил, ударил. В ки-айкидо важно видеть и учитывать намерение противника. Задача мастера или того, кто защищается — выполняя приемы айкидо, использовать движение противника, преобразовывать его в свою пользу. Философия айкидо постигается через практику: люди приходят в зал и в первую очередь учатся взаимодействовать. В ходе обучения айкидо нет противников, есть укэ — тот, кто нападает, и нагэ — тот, кто защищается. Оба они посредством айкидо стремятся достичь гармонии, понять, как можно эффективнее использовать свои возможности.
Необходимые навыки защиты
Большинство родителей стремятся отдать своих детей в спорт. Особенно это актуально для мальчишек. Ки-айкидо не только удовлетворяет естественную потребность ребенка в движении, оно поможет защитить себя и в случае опасности.
— Как и любое боевое искусство, айкидо дает необходимые навыки защиты, — продолжает Александр Кононов. — Наш непосредственный учитель Котодзи Сигэру, который живет в японском городе Акаси, является инструктором полиции города Кобэ, тренирует силовые подразделения. Полицейские на основе приемов айкидо выполняют конкретные боевые задачи, задерживают преступников. Причем в Японии очень высокие требования даже по безопасности правонарушителей; если полицейский принесет вред преступнику при задержании, у него будут проблемы. Когда я только начинал заниматься айкидо, у меня самого были большие сомнения, поможет ли оно в экстремальной ситуации. Но первые поездки на российские семинары и в Японию показали, что беспокоиться не о чем. Нужно собрать все свои силы и учиться, учиться, учиться.
Самый оптимальный вариант для начала занятий боевыми искусствами — 7 лет, когда ребенок уже готов к дисциплине, развит физически. Александр Кононов с товарищами занимается и с дошкольными группами, но с ними некоторые элементы приходится отрабатывать в игровой форме. А с 7 лет начинается уже классическая школа айкидо.
— Что айкидо дает ребенку, на ваш взгляд?
— Первое, что мы начинаем осваивать с детьми — учимся правильно сидеть и ходить, двигаться. Сидеть дети наши не умеют — сидят криво, с напряжением. В результате ребенок, вытягиваясь по струнке, напрягает спину, быстро устает и просидеть долго не может. Наши практики позволяют научиться сидеть устойчиво, расслабленно, с затратой наименьших сил, и это очень хорошо, потому что наша поза, положение тела влияют на внимание — на то, как человек может сфокусировать свое внимание и насколько долго его удерживать. Второй из аспектов — тесты, которые позволяют человеку концентрировать внимание. Это тоже очень важно, особенно для гиперактивных детей, которые часто просто не могут с собой совладать. Но вниманию можно научиться, это инструмент, его необходимо почувствовать, взять на вооружение. Третий важный момент — боевое искусство учит самодисциплине, от которой часто зависят жизненные успехи и достижения человека.
Боевое искусство
— Происходит ли отсев детей?
— Ки-айкидо — все-таки искусство, которое нужно полюбить всей душой, понять его, поэтому отбор происходит естественным образом. Дети приходят, и некоторые из них уходят, понимая, что это не совсем их занятие, это нормально. А вообще, с детьми работать интереснеЕ. Их непосредственность и некоторая неорганизованность заставляют искать нестандартные решения. Вряд ли у меня была бы потребность в таком интенсивном развитии, если бы не дети. Взрослые — отдельная категория людей, уже сложившаяся, со своим характером, они сразу осознают важность всех элементов, ведь мера ответственности у них выше. А детям бывает сложно многие вещи объяснить, например, для чего нужно сосредоточиться. Приходится обговаривать, обыгрывать, это занимает дополнительное время.
— В плане физического развития в чем важность этого боевого искусства?
— Есть разминки, в первую очередь направленные на координацию. Для детей на начальном этапе нужно развивать свою координацию движений. Важно не столько набрать большую мышечную массу, сколько укреплять тело посредством общих движений. Сами по себе движения айкидо — это в первую очередь взаимодействие. Человек, работая с противником, серьезно развивается, причем техники обязательно выполняются симметрично, и порой задействуются такие мышцы, о существовании которых даже не подозреваешь. Нет первоочередной направленности развивать тело, потому что айкидо само по себе это развитие несет. Я уверен, что занятия айкидо в любом случае сослужат ребенку добрую службу, впрочем, как и взрослому. Очень важно то, что айкидо изначально — это не вид спора, а боевое искусство. Как и любое искусство, оно предполагает личностный рост безотносительно кого-то, без сравнения с кем-то. Самое главное — человек начинает расти относительно самого себя. А ведь это одна из главных наших целей в жизни.
5 важных фактов о ки-айкидо
— Айкидо могут заниматься люди в возрасте от 5 до 60—70 лет. Противопоказаний практически нет, поскольку для занятия можно выработать индивидуальный план. В таком случае тренер обговаривает, какие элементы ученику делать нельзя. Отличие техник айкидо от других боевых искусств — нет жестких падений, которые могли бы привести к травме, все падения заканчиваются перекатами. — Занятия айкидо содержат и оружейные тренировки. Оружие включает в себя три предмета — танто (деревянный нож), бокэн (деревянный меч), дзе (посох).
Использование оружия на тренировках позволяет лучше понять приемы этого боевого искусства. Оружие в данном случае — предмет, который усложняет координацию движений. Когда ты взаимодействуешь с кем-то посредством предмета, образуется более высокая степень гармонизации человека.
— Для занятий боевыми искусствами существует специальная одежда, которую в России принято называть «кимоно». На самом деле это очень простонародное название формы для занятий, японцы смеются над такой особенностью русской терминологии. Общее название формы для айкидо — ги, она шьется из хлопчатобумажной, очень плотной ткани, это важно для отработки захватов, тонкая одежда может рваться. Мастера, имеющие дан степени, носят хакама — это штаны-юбка, очень древняя одежда. Она отражает статус ученика, требует соблюдения этикета, присущего боевым искусствам, и лишний раз дисциплинирует.
— Человек, прежде чем пройти в зал, должен подготовить свою форму и мысли свои в порядок. Например, дети обязательно участвуют в подготовке зала — моют пол. Это как общая практика очищения (мисоги), которую можно распространить на что угодно — очищение зала, очищение одежды, души, тела.
Алена Корк, «СМ Номер один»