Нужен ли партнер в бизнесе?
Партнерами в бизнесе стать легко, а вот успешно развивать дело вместе с напарником – далеко не всегда. Дружба дружбой, а служба службой, как говорится. Успешный бизнесмен-одиночка – случай в наше время не редкий, а вот партнерский бизнес всегда попахивает «подставами», недоверием, элементарной неохотой делиться непосильно нажитым. Со стороны разлад товарищей похож на развод по-итальянски. Поэтому правильнее в бизнес, как и в семью, впускать только проверенных и хорошо знакомых людей, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, потраченные деньги и похороненную дружбу. Существуют ошибки, на которых не советуют даже учиться – их нужно заранее предотвращать. Тогда ваш партнерский бизнес будет успешным. Так советуют бурятские предприниматели.
Давай бояться вместе!
Долгий и успешный товарищеский бизнес – явление для Бурятии нечастое, но всё же встречающееся. Куда популярнее партнерство начинающих, еще «зеленоватых», предпринимателей. Многие считают создание бизнеса с напарником вариантом оптимальным. Начинать одному всё же как-то страшновато, а бояться вместе – и интереснее, и спокойнее. Бизнес всё-таки – дело рисковое. Главное, чтобы партнерство действительно было необходимым для развития дела, а не для того, чтобы страшно не было.
Партнерства, как романы, начинаются с большими надеждами и хорошими намерениями со стороны всех участвующих людей. Некоторые партнерства очень успешны, большинство, увы, – нет. Поэтому когда человек замышляет своё дело, брать ли партнера – первый вопрос, который надо обдумать очень хорошо.
Судя по тому, что говорят о партнерском бизнесе местные предприниматели, существует определенный перечень проблем и задач, над которыми стоит задуматься особенно тщательно, воплощая идею партнерства в жизнь.
Во-первых, нужно быть очень осторожным при вступлении в деловое партнерство любого рода. Надо помнить всегда, что в бизнес всегда легче войти, чем выйти из него.
Во-вторых, ситуация, когда для открытия бизнеса вам потребуется сотоварищ, должна быть только одна – действительно необходимы способности и навыки более чем одного человека. Не забывайте, что целью партнерства является достижение совместных финансовых результатов, более значительных, чем, если бы каждый из партнеров работал по отдельности. Поэтому каждый из них должен иметь навыки, которыми не обладает его напарник. Если оба партнера сильны в одной области, один из них явно лишний.
Соглашение о партнерстве должно составляться только в письменном виде, очень тщательно после согласования всех его элементов. Контракт желательно составлять так, как будто бизнес когда-нибудь закончится, и товарищ станет в будущем врагом.
Самой большой проблемой в партнерстве являются личные ответственности и рабочие требования партнеров. Почти всегда один партнер вкладывается в бизнес больше, чем другой. Однако тот, кто работает меньше, всё равно хочет иметь те же доходы, что и его более ценный товарищ. Поэтому придется четко определить требования к деловой производительности каждого лица.
Партнерство всегда должно фокусироваться на продажах и получении доходов. В идеале партнер, который способствует продажам и получению доходов, делает самый значимый вклад, и имеет право на получение большей части прибыли.
Также проблемы партнерств – разногласия по поводу денег и управления. Обязательно согласуйте в письменном виде, как будут начисляться, делиться и распределяться деньги. Кому-то одному придется взять 51% партнерства и управлять им.
Организуйте партнерство так, чтобы одна сторона точно знала, на каких условиях она может покинуть совместный бизнес. Основное правило здесь: понимание предупреждает непонимание. Лучше определить заранее стоимость партнерства в случае, если один решит уйти.
Иногда, говорят бывалые, лучшая форма партнерства – где вы играете не ведущую роль. Тщательно подумайте об этом перед тем, как действовать. Вообще же, при понимании сущности партнерства и заблаговременном его продумывании можно организовать даже несколько успешных партнерств.
Больше, чем дружба
Положительные примеры дружбы, переросшие в деловое партнерство, нашлись и в Улан-Удэ. Очень интересным на наш взгляд показался бизнес-дуэт, существующий еще с 2005 года. Предшествующая бизнесу дружба длилась почти 10 лет. Ничего не скажешь, неплохая проверка на прочность.
Отношения стали настолько доверительными, что уверенность друг в друге переросла в бизнес. Женский бизнес. Ведь партнеры – две обаятельные и целеустремленные подруги. Говорят, женской дружбы не бывает. Однако этот случай особенный. Как говорят сами бизнесвумен, «мы редкое исключение», скорее всего, даже единственное. Они успешно переросли уровень подруг, теперь друг для друга они что-то большее.
«Наша организация, ООО «Фениксмедиа», существует уже несколько лет, – рассказывает Елена Хонихоева, одна из напарниц. – Мы закончили вузы, и конечно, задумались над тем, чем бы заняться. У Юли специальность – режиссер телевидения, я юрист. Подруга заразила меня проектом на телевидении. Мы создали программу на «Ариг Усе» «Женщина за рулем». Это наш первый совместный бизнес-проект, и мы считаем его успешным. Зарабатывали не так уж и много, но на чулочно-носочные изделия хватало точно».
«У того проекта не стоял вопрос финансовой прибыли, больше привлекала сама идея, нам было важно получить уникальный опыт», – добавляет Юлия Куриганова, партнер Елены по бизнесу.
Говорят, кто хоть один раз почувствовал, как это, зарабатывать своим бизнесом, тот никогда не сможет работать наемником. Эту позицию разделяют и подруги.
«Этот опыт дал ощущение собственного бизнеса, – говорит Елена. – После этого я просто не мыслила себя работающей на кого-то. Ты сам становишься хозяином своего заработка. После того, как понюхаешь этой свободы, преодолеешь первый этап, когда действительно страшно, ты никогда не уйдешь из мира бизнеса».
Так и вышло, из мира бизнеса никто из подруг уходить не собирался. Программу на телевидении совершенствовать не стали, захотели создать что-то новое. Новая идея родилась не сразу, перед этим пришлось тщательно подумать и заняться подсчетами. Однако далеко от медийной сферы девушки уходить не стали.
«Один из самых ярких талантов Лены – это слово на бумаге. Она может написать всё, что угодно, – с искренним восхищением говорит Юлия. – Я всегда знала, что у Лены все равно будет своя газета. И когда она сказала мне, что хочет газету, что она четко знает, какая она должна быть, я поверила в нее». Идея захлестнула настолько, что ждать, когда финансовый кризис закончится, они не стали. И в пик поджимания рекламных бюджетов решили запустить… рекламную газету. Все знакомые и друзья тогда покрутили пальцем у виска, вспоминают подруги. Но они были уверены, что дело выгорит.
Газета – дело затратное. Партнерам пришлось выложить из кармана немало. «Я продала машину за 70 тыс. рублей», – поделилась секретом Елена. 70 тысяч – это далеко не все, что положили в «общак». Дело пошло, и в середине лета они открыли еженедельное рекламное издание «На колесах в Улан-Удэ».
Однако всем известно, бизнес пахнет риском: платишь везде, но не факт, что что-то получишь взамен. Тут пошла в ход любимая поговорка подруг – «Волка ноги кормят».
«Когда начинали, нам говорили, что мы «сдуемся» очень быстро. Но слова Юли «Только вперед!» подбадривали меня», – вспоминает Елена. Действительно, в таких ситуациях и срабатывает главный плюс партнерства: в самые сложные моменты напарники смогут поддержать друг друга, а соответственно, и совместный бизнес. Потренировавшись на телевидении, приглядевшись друг к другу в деле, партнеры уже без особой опаски перешли к более серьезному и затратному виду бизнеса.
«Мы прошли много. В том числе и кризис, связанный с партнерскими отношениями. Теперь уровень доверия у нас безусловный, – говорит Юлия. – Мы не просто партнеры, мы изначально подруги. В школе мы дружили с 10 класса. Уже 11 год пошел нашей активной дружбы. Мы учились в разных вузах, но именно тогда тесно начали общаться».
Однако, несмотря на такое стечение обстоятельств, девушки все же не рекомендуют делать бизнес с друзьями. Друзья должны быть вдалеке от денег.
«Мы больше, чем подруги. Но, несмотря на долгую дружбу, у нас есть свой круг общения», – рассказывает Юлия. Немного подумав, с улыбкой, добавляет: «Говорим как муж с женой».
И вправду, партнерство во многом похоже на брак: большую часть жизни приходится проводить с партнером по бизнесу, как со своей второй половиной. Поэтому часто встречаются бизнес-партнерства, которые создают именно муж с женой.
«Мы две части. Я – идея, она – воплощение. Мы друг без друга не сможем. Если нас разобрать, то я останусь просто мечтателем, витающим в облаках, а Юля будет просто практиком без зажигательной идеи. Равновесие – это идея плюс воплощение. Если что-то из этих частей страдает, то хорошего будущего у бизнеса не может быть», – уверена Елена.
Друг о друге они знают больше, чем кто-либо в мире. Один партнер точно может предугадать, как второй среагирует на то или иное обстоятельство, что ему понравится, что – нет. В то же время, они знают и больные точки друг друга, иногда на них приходится давить. Не всегда все гладко, ведь они совершенно разные. Однако именно такое отношение к жизни и бизнесу – залог успеха партнерства, уверены подруги.
Мелочей в бизнесе не бывает
Основных моментов, над которыми девушки советуют задуматься заранее, несколько. Некоторые из них щепетильны и неприятны, но очень необходимы.
Для чего создают бизнес? Чтобы делать деньги. В партнерстве с самого начала все должны четко знать, как будут делиться заработанные деньги. Это один из ключевых моментов в бизнесе.
Второй момент. Если вы с кем-то решили «замутить» бизнес, то очень важно всегда вести доверительные диалоги. Если вы недовольны действиями партнера, никогда не молчите, советуют девушки. Например, для одного из партнеров неприемлемо опоздание, а для другого – это норма жизни. Если такое положение дел затягивается, то, в конце концов, первый партнер не выдержит. Как правило, после этого они расходятся.
Это одна из основных причин «развода» партнеров на начальном этапе. «Это происходит потому, что партнеры вовремя не поговорили и не обсудили проблему. Я реально знаю людей, которые столкнулись именно с этой проблемой в бизнесе. Увы, они не смогли её решить и распались», – рассказывает Елена.
Еще один важный момент – разделение полномочий. «Для меня важно знать, например, что одно из направлений нашего бизнеса – моя вотчина, что именно здесь я рулю. В другой сфере рулит партнер, а я просто помогаю», – объясняет Юлия.
Женщины рождены для бизнеса
Каким должен быть успешный бизнесмен? На этот вопрос деловые подруги видят однозначный ответ. Во-первых, надо четко видеть свою цель. Во-вторых, быть бесстрашным. В-третьих, упертым. Даже, что называется, упереться рогом. У таких целеустремленных людей обязательно всё получится. Девушки считают, что именно эти качества сегодня позволяют им держаться на плаву.
Еще одним из достоинств подруги считают свою гендерную принадлежность. Они – женщины, и многое в деле ведут по-женски: гибко, аккуратно, продуманно. Однако в бизнесе мужские качества отнюдь не помешают. То, что связано с предпринимательством в России – мужское дело, считают девушки. Выживают в нем те женщины, которые проявляют мужские качества. Поэтому сложный и щепетильный момент – в любом случае оставаться самой собой – женщиной.
«Мой знакомый однажды сказал, что женщинам в некотором плане проще вести бизнес. Например, легче расположить к себе, обаять, договориться. Это действительно так, – рассказывает Елена. – Но, с другой стороны, есть ограничения при руководстве. Я же не могу себе позволить орать матом на подчиненных, как это сделал бы мужчина».
Мужчины занимаются бизнесом для собственного чувства самости, говорят подруги, тогда как женщина занимается бизнесом, потому что ей это жизненно необходимо. Например, когда у нее рождается ребенок, которого она должна защищать и обеспечивать. Чувство материнства делает ее сильнее и целеустремленнее.
«При ведении бизнеса не нужно стесняться того, что ты женщина, не надо бежать за феминизмом и становиться мужчиной в штанах, принципиально требовать, чтобы мужчины относились к тебе, как к равному, – советует Елена. – Так сложнее работать с людьми, они просто будут от тебя шарахаться. Будьте настоящими женщинами. Мы же хитрые, именно поэтому мы выживаем в бизнесе».
Надо ли?
У партнерства, как и многих явлений жизни человека, есть и плюсы, и минусы. И не важно, кто является партнерами, женщины или мужчины, или вообще целая семья. Главное, перед тем, как начинать бизнес, продумать, надо ли это? Если надо, то ни секунды не сомневайтесь, плюсов у товарищеского бизнеса много. По крайней мере, силы, ума и денег у партнеров больше. Как минимум, в два раза. Помнится, две головы всегда лучше, чем одна
Анна Кондакова
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://b-post.info/read/2009/09/22/713-dve-golovy-luchshe'>"Бизнес Пост"</a></p>