Жара, колеса и скорость: фестиваль экстремального мотоспорта «Эндурфин-2025» прошел в Иркутске

…Когда самому опытному участнику Юрию Хоменко оставалось до финиша чуть больше круга, он совершил одну-единственную ошибку: перед препятствием из покрышек не загрузил подвеску и не смог заскочить на колеса, а въехал в них. Идущий следом Алексей Волков не упустил шанса и проскочил вперед, Хоменко тут же рванул следом. Кто победит?! В военно-историческом музее Александра Расторгуева 21-22 июня прошел фестиваль экстремального эндуро «Эндурфин-2025».

Текст: Ника ПЕСЧИНСКАЯ. Фото: Владимир СМИРНОВ. 

Как все начиналось?


Эндуро – дисциплина мотоспорта, предполагающая агрессивный стиль езды по бездорожью и на специализированных трассах, начиненных бревнами, валунами и другими препятствиями. В Иркутской области эта дисциплина довольно популярна. В 2023 году иркутянин Юрий Чубарев совместно с иркутским эндуро-сообществом построил в Ершах специальный стадион. Чтобы протестировать его, провели открытую тренировку в формате соревнований. Участие приняли 25 человек, все прошло удачно, и организаторы решили делать регулярное мероприятие.

Сам Юрий Чубарев – иркутянин, по образованию инженер, по роду занятий – предприниматель. Но однажды…

- В 2012 году ко мне приехал друг на специально эндуро-мотоцикле. До этого у меня вообще никогда не было желания на мотоциклах ездить. Но я увидел эту машину и решил: это то, что мне нужно! С тех пор я активно участвую в соревнованиях.

В 2024 году на стадионе в Ершах прошел уже настоящий фестиваль. Были приглашены ведущие, фотографы, зрители, работали интерактивы для зрителей. Основное отличие этого фестиваля от прочих гонок-эндуро в Иркутской области – в том, что он ориентирован на зрителей. За день фестиваль посетили около пятисот человек. Тогда же появилось название – «Эндурфин-2024». В нем участвовало 86 спортсменов. Но второй день провести не удалось из-за особенностей экологии в Ершах.

В дисциплине эндуро гонки проходят два дня. Первый день – на стадионе, это – так называемый пролог. Стадион для эндуро – кроссовая трасса, где лежат сооружения из дерева, баллонов, бетонных блоков и прочего. Одна и та же трасса имеет разные маршруты. Самый сложный – класс «Золото», для мастеров. Второй по сложности класс – «Серебро», для любителей. И наименее сложный маршрут – это «Бронза», для новичков. Есть отдельный класс для женщин – «Леди».

Участников распределяют по заездам. В серебряном и золотом заездах – по пять кругов, в «Бронзе» и «Леди» – три. По итогам предварительных гонок пять лучших участников в каждом классе попадают в финал, который проходит в тот же день и определяет призеров.

На следующий день – основная часть гонки: в лесном массиве. Она является более престижной и длится не один час, это уже настоящее испытание мастерства и выносливости. Здесь финалов нет, места распределяются по итогам основного заезда. Каждый день – отдельное награждение и свои призеры.

И вот второй день в 2024 году второй день провести не удалось. В 2025 году фестиваль «Эндурфин» переехал в военно-исторический музей Александра Расторгуева.

- Стадион в Ершах не очень подходит для большого количества участников, он больше тренировочный, – рассказал Юрий Чубарев, – и лесную зону там нельзя проводить. А в музее все для удобства посетителей, есть даже душ для участников. И это очень атмосферное место, куда можно привлечь большое количество зрителей.


На новом месте


Если в Ершах стадион для эндуро – стационарный выстроен специально под этот спорт, то в военно-историческом музее его надо было создавать из подручных средств. Необычные препятствия – автобус и БТР – предложил директор музея Александр Расторгуев.

- Еще мы хотели задействовать танк, – говорит Юрий Чубарев, – но он оказался слишком высоким, это небезопасно. Так что мы отказались от танка и поставили два БТР. Была мысль – натянуть гусеницу между ними, это было бы препятствие на баланс. Но оказалось, что это не очень устойчиво, могли быть падения.

Старый, давно списанный автобус, наверное, и не думал, что будет жить такой интересной, насыщенной жизнью! У него вырезали переднюю и заднюю стенки так, чтобы гонщики могли проезжать сквозь него.

Целое «созвездие» старых вещей Юрий Чубарев и Александр Расторгуев рассмотрели как возможные препятствия. Кстати, в этом состоит философия музея – бережное отношение к предметам, казалось бы, даже ненужным. Но они могут послужить, и не раз! Выброшенные когда-то вещи стали частью экспозиции в музее. Глядя на них, люди порой со слезами вспоминают прошлое, а кинодеятели активно просят для создания интерьеров. Из груды металла создаются настоящие скульптуры. Ну, а старые колеса, доски, бетонные блоки и прочее были использованы в создании стадиона для эндуро.

- Мы смотрели, что можно взять, за что глаз цеплялся, – говорит Юрий Чубарев, – у меня накат хороший, я сам много участвую в гонках и понимаю, что можно использовать. Обычно сначала делается проект стадиона, но мы импровизировали на месте. В итоге наш стадион получился необычным, это отметили многие. Никто раньше не ездил сквозь автобус и не забирался на БТР, на колеса от танков. И еще – хорошо, что здесь есть где посидеть, отдохнуть в тени, есть столы и скамейки в лесу. И зрители между заездами уходили туда отдыхать.

Да, отдых в тени – это было весьма актуально, так как в дни гонки Иркутск «накрыла» тридцатиградусная жара. Что хуже – дождь или пекло?

- Минус жары – что зрителей может быть меньше, они в такие дни стремятся уехать куда-нибудь к водоему. Но у нас внимания зрителей было достаточно! Для гонщиков жара – нелегкое испытание: полная экипировка, эмоциональная и физическая нагрузка – все это сказывается на результате. Но в дождь препятствия становятся скользкими, было бы больше падений, результаты могли быть совсем неожиданными. Лично для меня жара предпочтительнее, – к ней можно привыкнуть.


День первый

К слову сказать, без неожиданных результатов все равно не обошлось. Главная интрига развернулась в «золотом» финале. Но сначала расскажем, как прошла борьба в других классах. В «бронзовом» финале победил 16-летий Тимур Юргин. Он освоил мотоцикл три года назад, два года занимается этим профессионально в школе мотокросса, его тренирует Юрий Хоменко.

- В самом начале я вырвался вперед, была такая задача – чтобы не стоять в толпе. Мне это удалось, и дальше все, я просто делал свое дело, – рассказывает победитель.

Организаторы отмечают, что в прошлом году Тимур был в призерах, в этот раз поднялся до первого места. Возможно, в следующем году ему предстоит повышение в классе!

В серебряном финале выиграл Даниил Леонов, молодой и перспективный спортсмен из Улан-Удэ. И в финале девушек первой «Леди» стала Татьяна Ивашкевич. 

Видео: предстартовая атмосфера и финал в классе Леди. 

И вот кульминация первого дня – финал в классе «Золото». Основной претендент на победу – иркутянин Юрий Хоменко: 

- Он активно занимается эндуро с 2014 года, последние шесть лет является неоспоримым лидером в Иркутской области, - рассказывает Юрий Чубарев, – также занимал призовые места на гонках в Красноярске и на Дальнем Востоке. Мало кто сомневался в его победе. Но за круг до финиша Юрий проходил один из элементов – колеса, и у него не сработал тормоз, чтобы загрузить подвеску и заскочить на покрышки. И он врезался в них. Идущий следом Алексей Волков воспользовался этим моментом и обогнал. До финиша все остальные элементы были устроены так, что на них очень тяжело обойти соперника…

Это была невероятная борьба: Волков выскочил вперед, но опытный Хоменко не отпускал соперника до последнего. Малейшая потеря концентрации стоила бы Волкову первого места. Но он благополучно «дожал» дистанцию. Сразу после финиша его ждали восторженные друзья. Утомленный чемпион снял шлем и принимал поздравления.

- С 2018 года я катаюсь на мотоцикле, три-четыре года назад стал относиться к этому как в виду спорта. Плох тот гонщик, который не хочет победить, все мы приходим с желанием. Да, выиграть сильно хотелось, но тут дело случая. Юрий Хоменко допустил ошибку, что позволило мне занять первое место. Жарко? Да, жарко очень.

- Что скажете о препятствиях?

- Прелесть этого стадиона в том, что не было особо сложных препятствий, таких, на которых гонщики бы подолгу застревали. Они зрелищные и ходовые. Моменты были, для класса «Бронза» возникали сложности. Но в целом критичного ничего не было: все ехалось достаточно быстро, и за счет этого была зрелищность. Но так как препятствий много, от этого ты устаешь.

Так что участники получили полный адреналин. А когда все уже закончилось, к старту подъехал Сергей Гурковский из Братска. В силу уважительных обстоятельств он не успел на свой заслуженный финал. И тогда он принял неожиданное решение – проехать маршрут на время одному! Что скажут судьи и организаторы?.. Они проявили уважение и разрешили проехать в гордом одиночестве. Да, в призеры братчанин не попал, но во время награждения выглядел довольным. 

Интервью Алексея Волкова и видео золотого финала - в сообществе военно-исторического музея Александра Расторгуева. 


День второй

На следующий день жара на фестивале продолжалась: как в прямом, так и в переносном смысле. Главное событие – гонка по лесу. В эндуро есть разные форматы: классика – кросс-кантри, и хардовая гонка, где сложные препятствия. Местность в районе военно-исторического музея больше подходила для первого варианта.

- У гонщиков не возникло больших проблем, были довольно скоростные прогоны, – говорит Юрий Чубарев, – да, создала вопросы горка с сыпучей поверхностью, на первом круге некоторые не понимали, как ее проходить. Но потом разобрались и уже ехали хорошо. Кто-то застревал в распадке с ручьем. Но в целом весь трек получился ходовой, скоростной. Местами скорость участников доходила до 100 км в час, это очень быстро для эндуро. Юрий Хоменко на второй день никому не позволил усомниться в своем статусе и выиграл с большим отрывом. Он – долгий игрок, хорошо едет на длинные дистанции. У него стабильный темп – как в начале, так и в конце гонки. Какой бы длины не был трек – он будто не устает, идет стабильно и за счет этого занимает высокие места.

Вторым стал Сергей Шилов, опытный гонщик, один из сильнейших в Иркутской области. Весной у него был перелом ноги, и Сергей сомневался, стоит ли замахиваться на гонку? Но решил участвовать и проехал весьма достойно, заняв второе место. А на третьем оказался тот самый братчанин Сергей Гурковский, который накануне не попал в общий заезд золотого финала. Он отыгрался в воскресенье, попав в призеры.

В классе «Серебро» выиграл Денис Леонов, заработав вторую победу за два дня. Тимур Юргин подтвердил свой класс, выиграв заезд в классе «Бронза», у него тоже вторая победа. И в классе «Леди» выиграла Анна Уварова.


Высокая планка


Назовем команду, без которой это событие не состоялось бы. Юрий Чубарев – главный организатор, его задачи – стадион, лесной трек и основные рабочие моменты. Марк Кунц – дизайнер, разработчик фирменного стиля фестиваля. Денис Юрасов – главным образом отвечал за регистрацию участников, протоколы, тайминг и информацию. SMM-специалист – Евгения Онаприенко. Автор многих интересных идей и вообще очень нужный человек в команде – Константин Бутаков, он также привлекал спонсоров. И Ольга Кравченко – коммерческий директор и правая рука Юрия Чубарева.

Партнерами события стали: «Тимбермаш Байкал», (RSX, TWL, Sparks) – иркутские производители мотоэкипировки, радио МСМ, портал «Твой Иркутск», «Carblansh» – прокат авто, «Агат Авто», «Polymerium» – мотохимия, «LikeStore», «Шестой Элемент», ателье «Lena Lyubimski», сервис-магазин «Мотобокс». А еще – фирма «Ангария», которая раздавала мороженое гостям и участникам фестиваля – в такую жару это было очень актуально! 

Результаты первого дня 

Класс «Золото»
1. Алексей Волков 
2. Юрий Хоменко 
3. Дмитрий Марков

Класс «Серебро» 
1. Даниил Леонов 
2. Сергей Секерин 
3. Олег Ковалев 

Класс «Бронза» 
1. Тимур Юргин 
2. Кирилл Чеканов
3. Владимир Петунин

Класс «Леди» 
1. Татьяна Ивашкевич 
2. Елена Сошнева
3. Анна Уварова

Результаты второго дня

Класс «Золото»
1 место: Хоменко Юрий
2 место: Шилов Сергей
3 место: Гурковский Сергей

Класс «Серебро»
1 место: Леонов Даниил
2 место: Бухаров Евгений
3 место: Мелкозеров Денис

Класс «Бронза»
1 место: Юргин Тимур
2 место: Петров Константин
3 место: Блоков Виктор

Класс «Леди»
1 место: Уварова Анна
2 место: Шаповалова Алёна
3 место: Ивашкевич Татьяна




Сувениры
Книгамарт
РСХБ
ТГ
нацпроекты