Журналист голландской газеты искал в Чите настоящих сибиряков
Ранее утро 27 июня. В кафетерии кроме нас больше нет посетителей. Официанты скучают за стойкой, то и дело поглядывая на моего собеседника – высокого и голубоглазого блондина, о котором бы Штирлиц сказал «истинный ариец». Арнаут Брауверс – так его имя – приехал в Читу, чтобы найти здесь настоящих сибиряков, и понять, как живётся в «российской колонии».
- Арнаут, что привело вас, голландского журналиста, в Забайкалье?
- Я отправился в путешествие по Восточной Сибири и Забайкалью, чтобы сделать серию репортажей о современной жизни ваших регионов для нидерландской газеты «De Volkskrant», шеф-редактором российского корпункта которой являюсь. Прилетев в Красноярск, поехал по железной дороге, делая остановки в Канске, Решётах, Иркутске, Байкальске, Петровском Заводе. Чита – последний пункт этого маршрута. В пути нашлось множество интересных историй.
- Какие, к примеру?
- Основная тема моего путешествия – это сибирский сепаратизм, вопрос которого стал широко обсуждаться после всероссийской переписи. Тогда, если вы знаете, многие люди в графе о национальной принадлежности написали «сибиряк», а в Интернете даже была запущена акция «Мы – сибиряки!». С её организатором, блоггером Александром Коноваловым, я встречался в Красноярске. И он объяснил, что сепаратистом себя не считает, а лишь пытается обратить внимание Москвы на полуколониальное положение её восточных земель. Коновалов сказал, что перепись стала формой протеста.
- А он объяснил, чем вызван такой протест?
- Я беседовал не только с красноярским блоггером. Были также встречи с героем журнала «Русский репортёр» Олегом Черноморским из Канска и иркутянином Михаилом Кулешовым. Все они объясняют сибирский сепаратизм словами «колония» и «метрополия». Сибирь, по их словам, это та же колония, что и в XVII веке. Москва выкачивает из этих регионов налоги, таможенные сборы, природные ресурсы, а взамен даёт мизерные дотации, попрекая сибиряков, что те медленно развиваются. Ещё я понял, что здесь «москвичи» - это не обязательно жители столицы. «Москвичи» - те, кто ведёт себя точно конкистадоры в Америке. Они вывозят богатства, оставляя аборигенам «стеклянные бусы».
- В каких регионах России вы бывали прежде? Сталкивались ли там с подобными проблемами?
- Я был во всех регионах вашей страны, кроме дальневосточных. Туда ещё только предстоит добраться! С проявлениями территориального сепаратизма сталкивался и в Западной Сибири, и, к примеру, в Воркуте. Люди там понимают, что именно они кормят Москву, но никакой отдачи от центра не чувствуют. Блоггер Коновалов говорит, что у сибиряков больше поводов для обиды, чем у кавказцев. Ведь за счёт Сибири, а не Кавказа, живёт страна. Он считает, что нужно провести децентрализацию, сделать так, чтобы большая часть средств оставалась в регионах.
- Что вы делали в Петровском Заводе? Какие планы в Чите?
- В Петровском Заводе думал найти типичный провинциальный городок. Такой, знаете, моногород, где жизнь вращается вокруг одного предприятия. Хотелось раскрыть лесную тему, найти «чёрных лесорубов», но это оказалось невозможно: никто не захотел разговаривать. Тем более, с иностранцем. Кроме того, сейчас из-за пожарной ситуации в лес попросту не пускают – всюду стоят кордоны. Была встреча с местной оппозицией, но особого впечатления она не произвела. В забайкальской столице я встретился с Мариной Саватеевой – активистом движения «Солидарность», с Семёном Шифриным – руководителем автоклуба «Диверсант», участники которого прошлым летом сняли проезд путинского картежа с тремя одинаковыми «Ладами». То видео, как вы знаете, вызвало тогда большой резонанс. Были планы раскрыть в Чите «китайскую тему», но пока не знаю, как это сделать.
- Говоря о Китае, не поглотит ли он «независимую» Сибирь?
- Мне сложно рассуждать об этом. Ведь я – не местный житель. За время пути я услышал такие мнения, как «чем дальше на восток, тем меньше веры в китайскую угрозу» или «если кто и отнимет Сибирь у России, так только сами сибиряки». В Байкальске я опросил старшеклассников и узнал, что никто из них дальше Красноярска не бывал. Что говорить о Москве или Санкт-Петербурге! Эти дети теряют связь с исторической родиной, с центром страны. Им и их родителям проще и дешевле съездить в Китай, чем на Чёрное море или в города «золотого кольца».
- Но, на мой взгляд, сами китайцы не стремятся участвовать в культурной или политической жизни наших регионов.
- То же происходит и в других странах: в Нью-Йорке, к примеру, есть огромный чайнатаун, но китайцы не стремятся распространять своё влияние за его приделы. Их цель – экономическое доминирование, обогащение, но не политическое господство. Китайцы не стремятся к интеграции с Сибирью. Поэтому они не создают здесь своих диаспор, не включаются в общественные процессы. Они не хотят закрепляться на территории, и низкое число смешанных браков – тому свидетельство.
- Сибиряки и забайкальцы отличаются от других россиян?
- Да. Они трудолюбивы. Они болеют за развитие своей Родины, своей страны. Кроме того, сибиряки, на мой взгляд, более толерантны, открыты для влияния других культур. В ваших городах мирно сосуществуют разные религии, что трудно представить на Кавказе или в центральной России. Мне кажется, опыт Сибири во многих отношениях полезен для остальной страны.
- Арнаут, забайкальцы смогут познакомиться с результатами вашей поездки?
- Думаю, да. До конца лета серия моих репортажей будет опубликована в газете «De Volkskrant», и все желающие сможет прочитать их на Интернет-сайте нашего издания.
Илья Баринов