Экономисты и политологи в который раз пытаются наставить власть на путь истинный. Они указывают на то, что, если государство не предпримет надлежащих мер и будет придерживаться прежней политики, жизнеспособность страны будет окончательно подорвана. В то время, как в обществе заметно зреет недовольство, власть категорически отказывается идти на контакт и, похоже, тем самым сама себе роет могилу.
Несмотря на все происходящие в обществе процессы, власть предпочитает ничего не менять и просто прятать слабости политики и экономики.
У аналитиков складывается впечатление, что государство реагирует только на словах, а на самом деле пытается всеми возможными способами оградиться от перемен. Тем самым оно само себя загоняет в ловушку: говорит о модернизации и прогрессе, которым само же препятствует.
Ориентируясь на богатый опыт других стран, эксперты подсказывают, что при наличии серьезной политической воли прогресс может быть очень быстрым, причем, достичь его можно достаточно простыми способами. Одна из необходимых мер – совершенствование госуправления и дальнейшее снижение роли государства как собственника. Также эксперты отмечают, что госрасходы, призванные содействовать развитию предпринимательства путем щедрых денежных вливаний в сферу исследований и разработок, остаются неэффективными.
Несмотря на это, президент РФ Владимир Путин, говоря о диверсификации и модернизации экономики, настаивает на продолжении прежней политики, прокламируя важную роль государства в поддержке новых промышленных отраслей и обеспечении технологического лидерства.
«Ведомости» обращают внимание на несколько странный принцип действия российской власти под названием «вилка Путина». Речь о том, что стратегии развития, которые берутся правительством за основу, предусматривают сразу все цели, что вроде бы неплохо, однако при нынешней неэффективной модели управления страной это выливается в противоречия и столкновение интересов, и в итоге заводит в тупик.
Все это уходит корнями в советские времена, когда граждане соглашались на неписаный договор: они получали «долю» в величии державы с ее оборонной мощью, космическими кораблями и спортивными триумфами, а в обмен отказывались от участия в принятии политических решений, соглашаясь на тесноту и лишения. Сегодняшние власти, говоря о военных программах и взвинчивая напряженность в мнимом противостоянии с Западом, продолжают настаивать на этом неписаном размене.
В действительности между величием державы и благосостоянием граждан нет противоречия. Хороший инвестиционный климат, честное профессиональное государство, отличная медицина и образование – все это расширяет перспективы граждан, подталкивает экономический рост, привлекает в страну деньги, помогает модернизации армии и развитию спорта, и ведет, в конце концов, к величию страны.
Конечно, это не про нашу страну – у нас все иначе. Власть и граждане никак не могут договориться. Общество не верит власти и хочет перемен. Митинги подталкивают политический кризис. Власти трудно не реагировать на все более радикальный протест: акции стали катализаторами социальной и политической модернизации. В результате, в зависимости от того, насколько обострится уличное противостояние, реформы либо станут более эффективными, либо приведут к коллапсу и откату к реакции.
«Согласно свежему докладу Центра стратегических разработок, популярность правительства Путина продолжает снижаться и полномасштабный политический кризис возможен до окончания нынешнего президентского срока», - пишет Грегори Л. Уайт в The Wall Street Journal.
Эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) предрекают четыре сценария развития событий в России.
Первый, условно названный «ускоренной модернизацией» и возможный чисто теоретически, предусматривает сохранение мирного характера протестов и начало политического диалога между сторонниками модернизации во власти и среди митингующих. Как напоминают авторы доклада, предметом острых разногласий между этими сторонами является довольно узкий круг политических вопросов. Достижение компромисса по ним позволило бы представителям протестующих внедриться в систему власти и сформировать расширенную коалицию активных сторонников модернизации.
Однако в настоящий момент этот сценарий представляется практически утопией. С одной стороны, возвращению протестов в мирное русло и началу политического диалога препятствует уже наблюдающаяся эскалация. С другой стороны, совершенно очевидно, что конфронтация между властью и лидерами протестов носит уже не столько политический, сколько личностный характер, да и сама оппозиция по-прежнему не имеет эффективного представительства, которое могло бы вести диалог с властью и которое вызывало бы поддержку у значительной части населения.
Более вероятными эксперты считают сценарии «инерционного развития», «радикальной трансформации» и «политической реакции».
В первом случае произойдет затухание активных политических протестов, и события будут развиваться «по инерции». К завершению политического кризиса это не приведет, но его течение замедлится, поскольку на первый план выдвинутся среднесрочные и долгосрочные факторы развития: новая волна экономического кризиса и приближающаяся естественная смена политической элиты.
При этом, по мнению экспертов, именно экономический кризис в совокупности с политическим снижает вероятность инерционного развития и открывает путь «радикальной трансформации». Вероятность такого сценария в ЦСР считают довольно высокой, а заключается он в том, что протестная активность по всей стране не затухнет, а, напротив, усилится, что приведет к быстрой утрате властями политического контроля и ускоренной трансформации системы власти.
Однако власть не настолько слепа, чтобы не учитывать такой возможности, поэтому постарается сделать все, чтобы не утратить контроля. Таким образом, переход уличных протестов в стадию силового конфликта, скорее всего, станет спусковым механизмом для сценария «политической реакции»: насильственного противостояния митингующих и власти, торможения реформ и усиления противников модернизации во власти и на улице.
По словам авторов доклада, в условиях силового противостояния роль авангарда протестующих перейдет к радикальной оппозиции, в которой преобладают силы, слабо заинтересованные в модернизационной повестке: левые радикалы, анархисты и националисты. В свою очередь, власть, решившаяся на последовательное применение насилия, попадет в зависимость от силовых структур, в которых сравнительно широко распространены консервативные настроения. И, напротив, сторонники модернизации во власти и в оппозиции, не склонные к массовому насилию, при таком сценарии будут оттеснены на второй план. В результате вектор политики сместится в направлении сдерживания назревших преобразований.
По словам экономического обозревателя Максима Бланта, из представленных четырех сценариев лишь один не предполагает серьезных политических и экономических потрясений, но выглядит он скорее как идеальная конструкция, имеющая мало общего с реальностью. Сценарий под названием «ускоренная модернизация» не имеет никаких шансов на реализацию по двум причинам. Во-первых, нет абсолютно никаких признаков того, что президент и правительство готовы вступить в переговоры и начать политическую и институциональную реформы, которых требует оппозиция. А во-вторых, на это, похоже, уже попросту нет времени, поскольку кризис, о возможности которого со второй половины прошлого года предупреждали экономисты, уже не просто вероятен – он, скорее всего, уже начался.
По словам Бланта, в ближайшие месяцы, если не недели, российская экономика окажется в ситуации, сопоставимой с тем, что происходило во второй половине 2008 года. Острый экономический кризис в России практически предопределен, но будет он гораздо более разрушительным, чем тот, что накрыл нашу страну четыре года назад. Разница заключается в том, что сейчас у правительства гораздо меньше резервов для борьбы с кризисными явлениями, уровень доверия к власти несоизмеримо ниже, а вера в «стабильность» как у внутренних экономических субъектов, так и у иностранных инвесторов окончательно испарилась.
Правительство премьера РФ Дмитрия Медведева едва ли окажется способным адекватно действовать в условиях кризиса и, когда негативные экономические показатели трансформируются в заметное ухудшение положения существенного числа российских граждан, поляризация в обществе обострится еще сильнее. Власти постараются обвинить в возникших проблемах тех, кто «раскачивает лодку», и мобилизовать своих сторонников.
«Возвращаясь к докладу ЦСР, можно только присоединиться к его авторам, считающим наиболее вероятными два сценария – «политическая реакция» и «радикальная трансформация». Ни один их них не сулит российской экономике ничего хорошего. Страна, двигавшаяся стараниями Владимира Путина в сторону «зрелого застоя», этого состояния достигла. И сейчас на повестке дня может оказаться вовсе не 2008 год, а события, происходившие двумя десятилетиями раньше. С теми же последствиями для российской экономики и благосостояния ее граждан», - заключает Максим Блант.
По мнению члена правления Института современного развития (ИНСОР) Евгения Гонтмахера, все три сценария будут реализованы в России по очереди. Сначала инерционный, потом реакционный с обреченной попыткой Путина надавить на протестующих, а затем радикальный – дезорганизация управления, хаос и смена режима. И, наконец, новая команда власти начнет запоздалую модернизацию.
Глава правления ИНСОР Игорь Юргенс уверен, что власти уже идут на модернизационный вариант: «То, за что нас (ИНСОР) ругали четыре года назад, теперь вошло чуть ли не в программу «Единой России».
Более пессимистичен глава движения СПС Леонид Гозман. По его словам, президент выбрал путь восстановления легитимности через поиск врагов и чужих и натравливание «провинции на Москву и бедных на богатых».
«В итоге население работает против «госдепа» по всей стране, в итоге есть враги – гомосексуалисты и враги веры. Это средневековье!» - говорит Гозман. По его словам, восстановление легитимности через договор с нынешней властью невозможно.
Политолог Дмитрий Орешкин считает, что «власть надо вразумлять, работать между гражданами и властью». По его словам, чтобы страна не провалилась «в дыру, которая сверху прикрыта ветками», надо «создавать силу, которая добьется модернизации институтов».
Силу-то создавать надо, вот только что это за сила должна быть – непонятно. Совершенно неясно, за кем сегодня в принципе готово пойти российское общество.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает, что пока в России нет очевидного лидера оппозиции – популярного, опытного и вызывающего доверие у населения. Но именно лидер, по его мнению, должен представлять требования участников протестного движения и вести переговоры с властью. В том, что они необходимы, никто из экспертов не сомневается. Выход из этой ситуации прост – нужно выбрать не одного лидера, а группу людей.
Что касается реального лидера нашей страны, то в него мало кто верит. Людовик Акрон в Les Echos называет его амбициозным, но нереалистичным. Он считает, что, если Путину удастся реализовать все поставленные им экономические цели, Россия станет настоящей экономической державой, более привлекательной, чем Европа или США, и ей даже не придется заставлять Украину, Грузию, Белоруссию и Казахстан возвращаться под ее крыло – они вернутся сами. Однако в том-то и дело, что в ближайшие шесть лет амбиции Путина неосуществимы – это противоречит законам природы и экономического развития.
«Вице-премьер Игорь Шувалов как-то сказал, что российские институты недоразвиты, а судебную систему надо практически создавать заново, - напоминает Людовик Акрон. – С этого и надо начать России, прежде чем надеяться на восстановление своего величия».
Конечно, он прав – это все понимают. Но понимает ли это власть?
Обзор СМИ подготовила Мария Шубина.